В прошлом году был юбилей массового еврейского погрома при нацистах — т.н. Хрустальной ночи. Мало кто знает, что это событие входит в историю не только гитлеровской Германии, но и «демократической» Польши, в форме т.н. Збонщинского выдворения. Или что отношение там к евреям в 1937-38 гг. было похуже гитлеровского. (Во всяком случае, нацистских симпатизантов из Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, прибывших в рейх для усвоения опыта, больше всего поражало полное отсутствие нападений на евреев на улице со стороны частных лиц, если что и делали, то по общей команде).
Одна из придумок белополяков по части дискриминации еврейских сограждан в 30-х — в заметке Рафала Кузака «О том, как львовская Католическая акция требовала вагонов« Только для христиан » на польских железных во второй Речи Посполитой», опубликованной на сайте historia.org.pl.
«Одним из символов немецкой оккупации Польши во время Второй мировой войны были таблички с надписью Nur für Deutsche («Только для немцев»), которые устанавливали в разных местах, в частности в ж/д вагонах железной дороги. Оказывается, что в предвоенной Польше были лица, которые хотели ввести похожие таблички, с той разницей, что надпись должна была звучать «Только для христиан». Они были бы направлены против евреев-граждан второй Речи Посполитой. В довоенной Польше евреи были вторым по величине национальным меньшинством (уступая украинцам). Согласно не совсем точным данным перед началом войны они составляли около 10% населения, более 3 млн человек.
«Еврейский вопрос»
Веками Польша давала убежище евреям, бежавшим от преследований в Западной Европе. Общеизвестно, что приняли их здесь настолько хорошо, что перед распадом первой Речи Посполитой там жило больше всего евреев в мире[1]. Отношение к ним постепенно, однако, менялось, особенно в XIX в., ставшем переломным в связи с появлением различных «-измов», включая национализм. В Польше, находившейся под властью чужих империй, он, разумеется, имел сторонников, которые на рубеже XIX и ХХ веков собирались преимущественно вокруг Романа Дмовского и национал-демократов [польский правая партия, в вопросах межнациональных отношений придерживалась резко антиукраинских и антиеврейских отношений, выступала за полную и ускоренную ассимиляцию национальных меньшинств, чем сталкивалась с проектом конкурирующей Польской социалистической партии, которую поддерживал Пилсудский, по поиску путей для межнационального примирения и крайне мягкой ассимиляции — Joanerges. Собственно после смерти Пилсудского, по мере того, как республика Польша делалась менее авторитарной и более демократической, положение евреев всё более ухудшалось.].
Во время возрождения польской независимости в 1918 г. одним из главных лозунгов национал-демократов стало решение «еврейского вопроса». Предлагались и внедрялись в жизнь немало соответствующих «решений». От экономического бойкота (в виде лозунга «свой к своему за своим»), «гетто-скамей« в средних школах и университетах [«гетто-скамьи» — выделение специальных скамей, где должны были сидеть только евреи, без права пересадки на другие места — Joanerges], до требования введения многочисленных ограничений и квот (до нулевой включительно) для евреев в высшей школе, общественной жизни и определенных профессиональных группах (врачи, адвокаты, архитекторы и т.д.). И до физического насилия, применяемого наиболее радикальными группами. Все это должно было привести к эмиграции евреев из Польши.
«Только для христиан»
Вышеназванные случаи общеизвестны, но недавно я наткнулся на информацию, что была выдвинута идея сегрегации на польской железной дороги, когда определённые вагоны или купе метили специальным значком «Только для христиан».
Интересно, что эта идея зародилась не в среде Национальной партии [организационная структура национал-демократов, польский правая партия — Joanerges] или Национально-радикального союза [польский ультраправая партия — Joanerges], а в Архидиецезиальном институте Католической акции (КА) во Львове. Найден ее меморандум, высланный 28 октября 1937 в Главный институт КА в Познани. Прежде чем говорить, какие конкретно положения в нем содержались, посвящу немного времени самой Католической акции.
Это была (и сейчас есть) международная организация светских католиков, целью которых была евангелизация мира. В Польше Главный институт Католической акции был создан архиепископом Глонда 24 ноября 1930 г. До войны члены Акции были объединены в четырех главных организациях, которые назывались колоннами КА. Это были: Католический союз мужчин, женщин, союз юношей и Католический союз девушек. В те времена (не знаю, как сейчас) это была в нашей стране массовая организация: в 1937 г. она объединяла свыше 600 тыс. членов, через два года было уже около 750 тысяч. Это делало КА одной из самых многочисленных общественных организаций страны.
Вернемся к меморандуму. Он предусматривал введение отдельных вагонов для христиан и евреев. Поводом для такой сегрегации должен быть, среди прочего, характер еврейского языка (речь идет о идиш), «чье клокотание славянское ухо не может слышать без стыда». В тексте также упоминались другие «причины» «зачастую грязная одежда» евреев, растительность на лице, «вызывающая отвращение», иная культура поведения или, в конце концов, «еврейская наглость».
Авторы спрашивали: «Разве клиенты-христиане не заслуживают того, чтобы освободить их от путешествия рядом с клекочущим евреем или напротив него, от которого несёт луком или чесноком, с расстегнутым пиджаком, из-под которого видно грязную рубашку». В меморандуме было также пожелание, чтобы Главный институт обратился в Министерство транспорта с предложением выделить в пассажирских поездах один вагон, в скоростных — трех или четырех купе, которые были бы предназначены исключительно для христиан. Их следовало бы обозначать специальными табличками, прикрепленными на внешней стороне вагонов. Вагоны без таких отметок должны быть доступными одновременно и для христиан, и для евреев.
Эпизод или тенденция?
Неизвестно, направил ли Главный институт такое предложение в министерство. Подозреваю, что нет, что положительно говорит о руководстве КА в Польше. Но само такое предложение дает немало пищи для размышлений. Понятно, что можно ее трактовать как своего рода изюминку или курьез, но, учитывая климат в польско-еврейских отношениях второй половины 1930-х, можно ее поставить в ряд других проявлений нелюбви, которая росла среди части общества второй Речи Посполитой до своих еврейских сограждан. Оценку оставляю на усмотрение читателей«.
Источник joanerges
(перевод с украинского мой)
Примечание:
[1]насильственные крещения, кровавый навет и погромы 17-18 вв. как-то не вписываются в эту идиллию. Скажем, евреи платили т.н. шулергельд — деньги школярам из иезуитских училищ, чтобы они не похищали еврейских детей для последующего крещения.