Книжная полка - архив

  • В гимне Турецкой республики (Марш независимости - İstiklâl Marşı), не менявшемся со времён кемалистской революции, есть такие берущие за душу — без всякой иронии — строки. Автор — Мехмет Акиф Арсой, сподвижник Ататюрка, в собственной жизни соединил старое и новое: традиционный восточный поэт и переводчик Корана, талантливый проповедник и ветеринар,... активно читающий европейскую литературу.

    ...Не просто по земле гуляй, а знай
    Сколь предков много в ней лежит без погребенья.
    Ты — сын шахидов, дух их не предай,
    Рай не меняй за все миры творенья.
    Не горе пасть за землю — долг и честь.
    Сожми рукой, шахида кровь струится.
    Бог, всё возьми! И жизнь, и всё что есть,
    Не дай мне лишь с землёю разделиться.

«Шахид» здесь тождественен федаину армянскому или арабскому, фению ирландскому, чётнику сербскому, чётнику болгарскому, андарту греческому etc. Все они выковывали национальное сознание у исходно не имеющих его жителей, или убирали уже имеющих его «чужаков», о которых автор гимна честно пишет в одной из последних строф (жаль, их не с умели зарифмовать в русском переводе) «Пусть будет кровь прощена ему», в смысле турецкому флагу.

Без невинной крови, одним будительством не получается именно потому что национальные разделения и объединения, в противоположность классовым, не естественны, а иллюзорны, как религиозные до этого, см. пример с поляками под прусской властью. А "жизнь, и всё, что есть", в случае успеха берут у соседей или потенциально "своих", но сопротивляющихся перековке.

Как это происходило, скажем, при освобождении балканских славян от турецкой власти в 1912-1913 гг., см. корреспонденции в «Киевскую мысль» её репортёра Л.Д.Троцкого, собранные в "Перед историческим рубежом", разд.2-6 "Преступление шовинизма и демократия"

    «Господь! возьми и жизнь, и всё, что есть…»

    В гимне Турецкой республики (Марш независимости - İstiklâl Marşı), не менявшемся со времён кемалистской революции, есть такие берущие за душу — без всякой иронии — строки. Автор — Мехмет Акиф Арсой, сподвижник Ататюрка, в собственной жизни соединил старое и новое: традиционный восточный поэт и переводчик Корана, талантливый проповедник и ветеринар,... активно читающий европейскую литературу. ...Не просто по земле гуляй, а знай Сколь предков много в ней лежит без погребенья. Ты — сын шахидов, дух их не предай, Рай не меняй за все миры творенья. Не горе пасть за землю — долг и честь. Сожми рукой, шахида кровь струится. Бог, всё возьми! И жизнь, и всё что есть, Не дай мне лишь с землёю разделиться. «Шахид» здесь тождественен федаину армянскому или арабскому, фению ирландскому, чётнику сербскому, чётнику болгарскому, андарту греческому etc. Все они выковывали национальное сознание у исходно не имеющих его жителей, или убирали уже имеющих его «чужаков», о которых автор гимна честно пишет в одной из последних строф (жаль, их не с умели зарифмовать в русском переводе) «Пусть будет кровь прощена ему», в смысле турецкому флагу. Без невинной крови, одним будительством не получается именно потому что национальные разделения и объединения, в противоположность классовым, не естественны, а иллюзорны, как религиозные до этого, см. пример с поляками под прусской властью. А "жизнь, и всё, что есть", в случае успеха берут у соседей или потенциально "своих", но сопротивляющихся перековке. Как это происходило, скажем, при освобождении балканских славян от турецкой власти в 1912-1913 гг., см. корреспонденции в «Киевскую мысль» её репортёра Л.Д.Троцкого, собранные в "Перед историческим рубежом", разд.2-6 "Преступление шовинизма и демократия"

    Читать...

  • Гораздо менее известна история белого расизма в отношения белых, и история выстраивания сложных структурных отношений между нативистами (коренными американцами) и белыми иммигрантами, несколько волн которых заливали американский континент. Одновременно с ...

    «Белый мусор»: проблемы восприятия бедности в США

    Гораздо менее известна история белого расизма в отношения белых, и история выстраивания сложных структурных отношений между нативистами (коренными американцами) и белыми иммигрантами, несколько волн которых заливали американский континент. Одновременно с ...

    Читать...

  • Посвящается памяти жертв терактов постперестроечного времени. История, которую я хочу вам рассказать, произошла зимой 2002-2003-его года. Произошла или могла произойти. Дело в том, что я — единственная, кто помнит о том, что было. Или не было…. Впрочем, если вы дочитаете до конца, то с%D

    Игра со спичками

    Посвящается памяти жертв терактов постперестроечного времени. История, которую я хочу вам рассказать, произошла зимой 2002-2003-его года. Произошла или могла произойти. Дело в том, что я — единственная, кто помнит о том, что было. Или не было…. Впрочем, если вы дочитаете до конца, то с%D

    Читать...

  • В продолжение темы, что гений и злодейство — вещи очень даже совместные, особенно в «мире насилья», рассказываем о Д.С.Мережковском.

    Мечта «патриота» или «Рай земной»

    В продолжение темы, что гений и злодейство — вещи очень даже совместные, особенно в «мире насилья», рассказываем о Д.С.Мережковском.

    Читать...

  • Северная война как бы заслонила собой другие малые войны и военные конфликты между двумя странами. К их числу относится русско-шведская война 1741 — 1743 гг., которую по ряду причин можно назвать «странной войной». По мнению русского...

    «Малое лихолетие»

    Северная война как бы заслонила собой другие малые войны и военные конфликты между двумя странами. К их числу относится русско-шведская война 1741 — 1743 гг., которую по ряду причин можно назвать «странной войной». По мнению русского...

    Читать...

  • В продолжение темы роста лженауки как следствия ослабления «советскости» приведены главы 4-5 книги с критикой этноцентристской историографии Северного Кавказа. Начало (главы 1-3) были ранее, продолжение следует.  Описаны этноцентрические и псевдоисторические мифы, бытующие в ряде северокавказских регионов:

    История в зеркале паранауки. Ч.2.

    В продолжение темы роста лженауки как следствия ослабления «советскости» приведены главы 4-5 книги с критикой этноцентристской историографии Северного Кавказа. Начало (главы 1-3) были ранее, продолжение следует. Описаны этноцентрические и псевдоисторические мифы, бытующие в ряде северокавказских регионов:

    Читать...

  • На примере истории массовых убийств, пыток и рабства индейцев витото, организованных в 1909-1911 гг. в Путумайо не государством, а служащими частной компании, и нынешним положением этой территории, где частная инициатива проявляется сходным образом, показывается, что капитализм никогда не основывался на свободном труде. В т.ч. потому, что людей...

    Скандал в Путумайо, вчера и сегодня

    На примере истории массовых убийств, пыток и рабства индейцев витото, организованных в 1909-1911 гг. в Путумайо не государством, а служащими частной компании, и нынешним положением этой территории, где частная инициатива проявляется сходным образом, показывается, что капитализм никогда не основывался на свободном труде. В т.ч. потому, что людей...

    Читать...

  • Этим летом наш постоянный автор Густав Эрве перевёл ещё не переведённую в России книгу известного английского историка Алана Дж.П.Тейлора "Истоки Второй Мировой войны". С его любезного разрешения печатаем отрывки из перевода.

    «Истоки Второй мировой войны»

    Этим летом наш постоянный автор Густав Эрве перевёл ещё не переведённую в России книгу известного английского историка Алана Дж.П.Тейлора "Истоки Второй Мировой войны". С его любезного разрешения печатаем отрывки из перевода.

    Читать...

  • В продолжение темы бессмысленных профессий при капитализме; после выхода одноимённой статьи антрополога Давида Гребера захлестнул вал писем тех, кого это мучает и кто от них мучается, анализируя которые он написал свою новую книгу.

    Бум бессмысленной занятости

    В продолжение темы бессмысленных профессий при капитализме; после выхода одноимённой статьи антрополога Давида Гребера захлестнул вал писем тех, кого это мучает и кто от них мучается, анализируя которые он написал свою новую книгу.

    Читать...

  • Акты насилия могут быть — действительно, часто так и есть — актами коммуникации. Но то же самое можно сказать о любой другой форме человеческой активности. Что меня поражает, так это важность того, что насилие — это, возможно, единственная форма человеческой активности, посредством которой можно воздействовать на других, не будучи коммуникабельным.

    Насилие как коммуникация, и связь с угнетением

    Акты насилия могут быть — действительно, часто так и есть — актами коммуникации. Но то же самое можно сказать о любой другой форме человеческой активности. Что меня поражает, так это важность того, что насилие — это, возможно, единственная форма человеческой активности, посредством которой можно воздействовать на других, не будучи коммуникабельным.

    Читать...

Страница 3 из 2112345...1020...Последняя »