История Дианы Ночивной

История многодетной матери Дианы Ночивной, покончившей с собой. Описаны типичные для всей России социальные факторы (прежде всего бедность и неравноправие женщин) давление которых погубило её, показана связь их с капитализмом.

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

2_1_

 

Два года назад в поселке Зимовники в Ростовской области Диана Ночивная покончила жизнь самоубийством. У нее было 5 детей и они остались одни. Меня тогда эта история очень сильно впечатлила и повлияла на меня. Мы с Пашей Шуваевым начали собирать информацию, чтобы сделать материал для одного хорошего журнала. Это был сентябрь 2012 года. Две недели мы обсуждали с редактором формат, но он так и не нашелся, и материал тогда не вышел. Недавно я что-то искал на почте и наткнулся на собранную информацию. Хочу, чтобы вы тоже ее увидели.

Там 5 страниц, мы все-таки не пост на фейсбук готовили, а материал для статьи.

Ростовская область, поселок Зимовники.

Численность населения на 01.01.2012 (чел): 18263

— Диана Ночивная, 32 года.

— 5 детей в возрасте от 2 до 16 лет.

— Муж гражданский, последние годы вместе жили периодами из-за его алкоголизма.

— Детей содержала по большей части сама.

— Постоянной работы не было, были сезонные. На одной из них, судя по всему самой прибыльной, получала около 13 тысяч. Не в сезон работала и в пекарне, и на лесоповале.

— Родственники есть, 7 человек, но финансово никто не помогал.

— Незадолго перед самоубийством брала кредит в банке, отдать который не смогла. Послужило ли это причиной самоубийства [как часто случается] доподлинно неизвестно.

Факторы, которые могли повлиять на самоубийство:

1. Уровень жизни.  Низкий уровень жизни семьи Дианы Ночивной был связан с тем, что семья состояла из 6 членов, и дохода единственного кормильца (Дианы) хватало, чтобы покрыть только 35% прожиточного минимума необходимого на каждого члена семьи (всего в месяц исходя из МРОТ нужно было бы 37 177). В связи с этим, семья находилась в состоянии постоянной экономии, что влекло за собой материальные, а следом и психологические трудности.

2. Особенности трудовой деятельности. 1) Невозможность найти постоянную работу, обеспечивающую достойную жизнь. Диана работала с апреля по сентябрь в компании, производящей плитку. Так как это было сезонное производство, оно не могло обеспечивать стабильный доход, соответственно, отсутствие постоянной работы приводило к неуверенности в завтрашнем дне, а от того, к тревогам и депрессиям. 2) Переработка часов, а так же тяжелый физический труд.

Судя по всему, Диана работала больше положенных 8 часов в день. Как сообщает ее начальник Валерий Рагимов:

«Диана работала от зари до зари как ломовая лошадь. Иной раз просила своего старшего сына Юрку прийти ее подменить на час, сама бежала домой стирать, возвращалась бегом — и снова к бетономешалке…Наше производство сезонное, плитку делаем только с апреля по сентябрь. А на зиму Дина устраивалась работать за копейки в пекарню, бывало, и лес выгружала».

Объясняются такие особенности гендерным неравенством в России, и связанной с ним половой дискриминацией на рынке труда. Женщины по сути стали гастарбайтерами внутри собственного государства. Экономический принципы такие же. В условиях безработицы женщины чаще соглашаются на работу худшего качества и хуже оплачиваемую, так как на них часто висит домашнее хозяйство и дети, и даже в тех семьях, где есть отец, женщины, как правило, так же вынуждены работать, чтобы семье хватало денег.

Так же дискриминация проявляется в том, что женщин берут не на все работы, а на многие общие профессии нанимают женщин за меньшие зарплаты. Так же, по многим профессиям у женщин отсутствует карьерный рост.

Из-за особенностей распределения времени у женщин в России они как правило не имеют возможности получить дополнительное образование, чтобы претендовать на более высокооплачиваемую работу. Если в семье есть оба родителя, то женщина все равно тратит в два раза больше времени, чем мужчина, на трудовую деятельность, так как кроме своей оплачиваемой работы, у нее есть еще неоплачиваемая работа: ведение семейных и домашних дел.

Из-за всех перечисленных выше факторов, трудовые права женщин часто нарушаются. Им могут не оплатить декретный отпуск или сверхурочные, зная, что они не будут подавать в суд, так как не могут рисковать потерей работы.

3. Особенности социальной политики в области помощи многодетным семьям.

Государство много раз декларировало свою приверженность идее о необходимости помощи многодетным семьям, однако, на деле все оказывается иначе. Материнский капитал. Материнский капитал на момент подписания закона в 2006 году составлял 250 тысяч рублей. Право получить материнский капитал есть только у женщин, родивших больше двух детей, причем дата рождения последнего должна быть начиная с 2007 года (закон только подписан в 2006 году). Воспользоваться деньгами можно не раньше, чем по достижению ребенком 3-летнего возраста. Диана под все эти критерии подпала. И это тот случай, когда мы можем оценить на конкретном примере государственные меры по повышению уровня жизни семьи, а именно такие цели прописаны в ФЗ-№256.

Диана получила деньги. Потратить их можно только тремя способами:

1) Оставить деньги себе на старость и положить их на свой пенсионный счет.

2) Оставить деньги до тех пор, пока не возникнет необходимость оплатить ребенку образование. И совершенно не учитывается тот факт, что образование пока в России никто, кроме как на уровне взяток, не делал платным, то есть официально, оно бесплатное, по крайней мере дошкольное и школьное вообще. Соответственно, в 2006 году предполагалось, что речь идет о ВУЗовском образовании.

3) Потратить деньги на приобретение жилья.

То есть потратить деньги непоредственно на быт, на одежду, школьные принадлежности, еду — нельзя. Их нельзя потратить даже на лечение, несмотря на то, что на протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней, а лекарства никто бесплатно не предоставляет.

На материнский капитал в размере 320 тысяч, выданный ей по факту рождения дочки в 2009 году, Диана купила дом. И даже не будем размышлять о том, улучшился ли от этого уровень жизни их семьи, до этого жившей в квартирах, с учетом того, что стоимость квадратного метра недвижимости в Ростовской области около 40 тысяч рублей за метр. Предположим, жить им стало в доме просторнее. Однако, доход семьи так и не приблизился к прожиточному минимуму, а значит, уровень жизни лучше не стал и кормить детей не стало проще.

4. Социальные пособия. Не сталкиваясь с проблемами социальной незащищенности, предполагаешь, что если государство кричит о необходимости повышения рождаемости, то наверняка, оно позаботилось, чтобы дети в многодетных семьях могли быть одеты, обуты и накормлены. Но это не так. Прожиточный минимум на одного ребенка по нормам Ростовской области составляет 5877 рублей. Это деньги, необходимые для того, чтобы обеспечивать ребенка минимально необходимым. Однако, социальное пособие при этом составляет всего 297 рублей (для Ростовской области, для некоторых других 250 рублей, но в целом, несущественная разница). Диана их получала. Так как она была еще и матерью одиночкой, то она получала еще 594 рубля на каждого ребенка (согласно вот этому закону). То есть, государство на каждого ребенка выделяло ей 891 рубль, то есть 15% от установленного государством же прожиточного минимума.

На пятерых детей в месяц Диана получала 4 455 рублей. Ясное дело, что этих денег хватить не может, так как даже минимальные месячные траты для одного человека на продукты в Ростовской области составляют 2263,4, это с учетом того, что большую часть рациона составляет хлеб и картошка.

5. Нищие — это государственная политика. Такие низкие пособия были в России далеко не всегда, если быть точнее, радикальные преобразования пособий произошли 12 лет назад. С 1992 по 1998 годы пособие выплачивалось в размере 60-70% от МРОТ всем семьям с детьми[1]. После кризиса 1998 программу социальной защиты урезали, однако в первую очередь не размер пособий, а количество адресатов, впервые ведя ограничение по ежемесячному доходу на члена семьи. Сперва получать пособие могли семьи, доход которых не превышал 200% размер прожиточного минимума на члена семьи, а затем только те, у которых на члена семьи приходилось не больше 100% размера прожиточного минимума. Однако, все это время сохранялся принцип формирования размера пособий — процент от МРОТ. Но, в 2000-м году был принят закон, изменивший его. Теперь размер пособия формировался не как процент от МРОТ (все это время пособие было в размере 70%), а от взятой непонятно откуда «базовой суммы» размером 100 рублей.

Уже невероятно надоело говорить, что во всем виноват Путин, но этот закон, изменивший принцип формирования размера пособий подписал уже именно он как президент, это произошло 7 августа 2000 года.

Этот закон назывался N 122-ФЗ «О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ СТИПЕНДИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», и именно в нем произошла уже теперь историческая замена слов «не ниже минимального размера оплаты труда» на слова «не ниже размера, установленного федеральным законом». Из-за этой замены слов пострадали миллионы наших граждан (сокращение пособий коснулось всех, список здесь), и в частности Диана Ночивная, ведь если бы этой замены слов не было, то она бы получила не сумму, установленную законом, а 70% от МРОТ, то есть на каждого ребенка она бы получала не 297 рублей (даже в ее случае матери-одиночки 891 рубль), а 4 113 рублей, и возможно, ее жизнь была бы гораздо легче и счастливее.

5. Проблемы работы органов опеки и соцзащиты. Задача органов опеки и соцзащиты помогать матери и детям. Если мать обращается к ним за помощью, она должна собрать огромное количество бумаг (по опросам, жители регионов называют одним из основных проблемных факторов своего региона именно бюрократическую волокиту необходимую для получения справок, документов и др.).

Однако, матери испытывают психологический дискомфорт при обращении в органы соцзащиты не только из-за оформления бумаг. Многие материя боятся, что после обращения за финансовой помощью, вместо того, чтобы ее выделить и как-то еще помочь семье, бюрократы проведут проверки, решат, что в такой бедности жить нельзя, и заберут детей («Новые известия», 13 июня 2012 года). «Многие матери боятся «механического» изымания ребенка из семьи, которое повсеместно применяется сегодня. У нас в стране каждый день около 300 детей разлучают с родителями. Это огромный доход для чиновников, которые отвечают за сирот», — говорит исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер[2].

Судя по всему, это не был случай Дианы, однако, это показывает реальный уровень помощи государственных социальных служб и доверия к ним у женщин, что влияет на социальную среду всего населенного пункта.

6. Социальное положение. Кроме дискриминации на рынке труда женщины в России страдают от дискриминации со стороны мужчин в семейных отношениях. По данным за 2012 год «за год от рук мужей или сексуальных партнеров погибает 10 тысяч россиянок, то есть такое убийство происходит ежечасно. Кроме того, побои и убийства — лишь чудовищная верхушка айсберга. Домашнее насилие может быть разным: экономическим, психологическим, сексуальным. Все это позволяет нам говорить о том, что в той или иной форме от домашнего насилия страдает каждая четвертая семья в России[3]».

Эта проблема не находит никакой поддержки ни у общества, ни у государства, от которого правозащитники ждут принятия закона о домашнем насилии. Это приводит к тому, что женщины многие годы терпят домашнее насилия, пытаясь подстроиться под требования мужа, так как социальное окружение скорее осудит их не за то, что они терпят унижения и истязания, а за то, что подали на мужа в суд и разрушили семью. Так, отсутствие официальной позиции государства влияет на бытовую жизнь женщин в этом вопросе, поддерживая патриархат и насилие в семьях.
Именно так можно объяснить тот факт, что Диана Ночивная находилась в связи с гражданским мужем на протяжении 11 лет, несмотря на то, что он устраивал скандалы, страдал от алкоголизма, не зарабатывал денег, а так же подвергал ее и детей психологическому, а подчас и физическому насилию.

По данным ООН «свыше 90% женщин в России изо дня в день страдают от различных форм семейного насилия. Каждые полчаса кто-то из них гибнет от рук мужей и ухажеров, свидетельствуют данные ООН.», а также «около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями. Из-за этого более 50 тысяч несовершеннолетних убегают каждый год из дома, а некоторые из жертв от зверских побоев умирают. Наконец, 7 тысяч подростков становятся жертвами сексуальных преступлений».

5. Депрессивная социальная среда. 1) Статистика самоубийств за 2010 год среди сельского населения: Ростовская область — 243 человека. 2) Алкоголизм в Ростовской области. Случаи смертей от отравления алкоголем за 2010 год — 32 человека. Страдающие алкоголем, стоящие на учете в медучреждениях: 2716 человек (перепроверить — слишком много как-то для одной области). 3) Высокий уровень безработицы. По официальной статистике 4493 человека. При этом, их могло быть и больше, так как статистика не учитывает людей, которые не готовы браться за любую работу, а предположим ждут работу по специальности, соответствующую их квалификации, или просто отчаялись найти какую-либо работу».

Источник Артём Темиров

На деле Диану убил капитализм – все перечисленные проблемы в советское время или вовсе отсутствовали, или были менее развиты (на 1-3 порядка), так что представляли собой временные трудности, а не постоянно действующий фактор риска.

Пример же с «гражданским мужем» (на деле социальным паразитом) Дианы показывает, чем традиционная семья токсична именно для трудящихся. Во-первых, при капитализме они особо подвержены риску безработицы, и сохранение «традиционности», как показывает социальная история Европы, способствует деградации мужчин и надрыву женщин, что мы видим и здесь. Для общества же она плоха тем, что в нынешних условиях в развитых странах мешает воспроизводству (его восстановлению до уровня простого воспроизводства), а не способствует, как ложно кажется.

 

Примечания:


[1] Автор забывает, что тогда они в основном не выплачивались.

[2] Это – прямая ложь, опровергаемая в т.ч. данными по Ростовской области. Вообще, нагнетание страха перед «ювеналкой», сообщения о её «ужасах в Европе», вроде представленных по ссылке на Демоскопе, имеют две взаимосвязанных цели. С одной стороны, дискредитировать более благоприятный для трудящихся «социальный капитализм» скандинавского образца, чтобы и смотреть в эту сторону не решались, с другой – полностью снять социальные обязательства государства за условия жизни, обучения, воспитания подрастающего поколения, чтобы люди считали ответственными за это только себя, и меньше спрашивали с государства, концентрирующегося на обслуживании не людей, а бизнеса. Так или иначе, ложный страх перед ювенальщиками в судьбе Дианы сыграл трагическую роль.

Об авторе wolf_kitses