Сербия и МФВ

В прошлом году МВФ чётко дал понять Сербии - если та жаждет нового с Фондом финансового соглашения, то обязательно придётся провести "широкомасштабные структурные реформы". В том числе, принять четыре требуемых международным...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Фото: протестующие против нового ЗОТ сербские пикетчики - низовые профактивисты.

Фото: протестующие против нового ЗОТ сербские пикетчики — низовые профактивисты.

 

В прошлом году МВФ чётко дал понять Сербии — если та жаждет нового с Фондом финансового соглашения, то обязательно придётся провести «широкомасштабные структурные реформы». В том числе, принять четыре требуемых международным финансовым капиталом закона, относящихся к сфере труда, приватизации и банкротству. Тем временем, «благодаря» предыдущим чёрным «пакетам» антинародных реформ, экономическая ситуация в стране — кандидате в члены Евросоюза все более катастрофична. Сербия столкнулась с угрозой третьей рецессии за 5 лет. Официальный уровень безработицы вырос до 26% (среди молодёжи — превышает 50%), зарплата работников постоянно снижается. В 2012 ВВП упал на 1,7%, дефицит бюджета в 2014 составляет 8,7% и признаётся самым или одним из самых высоких в Европе, а постоянно растущий государственный долг, как прогнозируют, к 2015 превысит 70% ВВП.

Новое правительство национал-консервативной и право-популистской Сербской прогрессивной партии (СНС, СПП), созданное в апреле 2014 после победы на мартовских выборах, рьяно взялось за выполнение требований МВФ. Председник владе Вучич заявил: «Я ожидаю, что мы обязательно проведём все ключевые законы, включая закон о труде, до конца июня или середины июля 2014″. Согласно почти готовым к принятию законам о приватизации и банкротстве правительство уже, не скрываясь, планирует к концу 2016 закрыть либо приватизировать, сильно уменьшив количество рабочих мест, свыше 550 государственных предприятий и компаний.

После некоторой парламентской тягомотины Народна Скупштина во второй половине июля 2014 приняла новый закон о труде (ЗОР, ЗОТ), облегчающий работодателям возможности увольнять сотрудников, урезающий продолжительности отпускных, ограничивающий сферу влияния коллективных договоров. Попутно народни посланици ухудшили и нормы закона о пенсионном обеспечении — увеличив пенсионный возраст для женщин сразу на 5 лет, с 60 до 65. Вучич, красуясь перед МВФовскими заказчиками, так оценил принятие нового ЗОТ: «Несмотря на все протесты, в Сербии, наконец, как следует начался процесс экономических реформ». Вы наивно думали, сербы, что вам плохо? Вот теперь-то вы узнаете, что такое плохо, пока страна ваша будет превращаться — для трудящегося большинства — в огромную чёрную дыру (здесь говорят црна рупа).

Впрочем, пока объём реформ все равно показался недостаточно антинародным с точки зрения министра финансов Крстича, подавшего в отставку. 29-летний выпускник одного из самых престижных и дорогих штатовских вузов, Йельского университета, и бывший менеджер крупнейшей консалтинговой корпорации «McKinsey & Company», хотел куда большего «счастья стране» — минимум, на 20% урезать пенсии, на 15% — зарплаты в госсекторе, увеличить на 30% стоимость тарифов на электроэнергию для населения, уволить в том же таки госсекторе 160 тысяч человек за два года. Всё это обязательно в Сербии будет, но не сразу, а после небольшой паузы на политиканство, болтологию и дополнительную пропагандистскую обработку.

Заменивший министра в должности Вуйович, бывший функционер Всемирного банка, сразу же заявил, что подход Крстича «несомненно, принёс бы крупные финансовые выгоды», однако «те не всегда могут быть политически целесообразны», и «необходимо расширить политические консультации, как нам преодолеть в ближайшие 2-3 года бремя реформ». После чего подчеркнул, что Крстич останется при сербском минфине как главный советник.

Об авторе Kaliban