Назначенный в конце весны 2014 новым политическим редактором популярного лондонского пролейбористского издания «New Statesman» известный политкомментатор Джордж Итон в двух недавних материалах, давая оценку недавним парламентским выборам в Швеции, провел небезынтересную параллель, сравнив их с перспективами аналогичных выборов в Британии. Итоги голосования в Риксдаг, по его мнению, окажутся «предварительным просмотром» сходных результатов в мае следующего года при избрании нового состава Палаты общин.
14 сентября 2014 Итон лишь в целом обозначил свою экспертную оценку. Вначале он констатировал, что шведские «союзники тори потерпели поражение» и «после восьми лет в оппозиции, худшего периода в своей истории, социал-демократы возвращаются в Швеции к власти»; однако «победа левоцентристских сил», включающих, по его мнению, кроме СДРПШ, также леволиберальных «зелёных» и экс-ревизионистскую Левую партию, «над правоцентристскими», «омрачена всплеском крайне правых «Шведских демократов» (SD, ШД). Как считает обозреватель, «тревожно высокий уровень уровень поддержки крайне правых представляет мрачную перспективу», — это помимо безусловной «опасности законодательного тупика» для левоцентристов и создания ими «слабого правительства со значительной экономической неопределённостью».
Затем Итон, как он сам выразился, «оценил ситуацию в контексте британской перспективы»: шведский «результат есть болезненный удар по тори и премьеру Кэмерону в двух отношениях. Во-первых, Кэмерон потерял одного из своих ближайших союзников по ЕС, правого шведского премьера, что добавляет шансов против того, что он сам останется главой правительства после британских парламентских выборов в мае 2015″. И, во-вторых, сильный отток электоральной поддержки от ещё недавно правящей в Королевстве Швеция правоцентристской коалиции «Allians för Sverige» «отмечает негативную реакцию на сокращения социальной сферы и приватизацию, на всю ту серию провалов управления школами со стороны частных фирм и скандалов с домами престарелых» в результате политики, проводящейся правыми, как известно, и в Швеции, и в Британии. «Идеологический ветер не является более попутным для свободно-рыночных правых в Скандинавии».
Наконец, политобозреватель считает, что итоги шведских выборов сентября-2014 «выглядят, как превью к британским выборам мая-2015″: непопулярное правительство правых-тори и центристов-либдемов уходит в отставку, «так как избиратели голосуют против приватизации; слабые левоцентристы-лейбористы приходят к власти, не имея большинства; а правые популисты, а конкретно Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP, ПНСК), резко взлетают на третье место».
Напомню, что подобный сценарий очень даже возможен, учитывая серьёзнейший подъём ПНСК на майских европейских и местных выборах. Тогда ПНСК уже стали третьими, с 17%, на местных и вообще первыми, с 27,5%, при голосовании в Европарламент.
Наглядно заметна начатая еще за несколько месяцев до евровыборов и продолжающаяся по сю пору согласованная раскрутка ПНСК как «выразителя интересов простонародья» в целом ряде мэйнстрим-медиа. Лишь левоцентристские и леволиберальные пробуржуазные шоры мешают многим искренним британским левым признаться самим себе: промоутирование британской элитой ПНСК — есть часть общей стратегии правящих кругов Британии, чтобы сдвинуть политику в стране резко вправо.
18 сентября 2014 в новой статье Итон развивает свой анализ, называя последние выборы в Риксдаг «некомфортными уроками» и для глав-тори Кэмерона, и для лидера лейбористов Милибэнда. «Пожалуй, ни одна малая страна не пользуется таким диспропорциональным влиянием в Вестминстере, как Швеция. Её выборы и политика изучаются в качестве уроков «просвещённой социальной политики» и надёжных индикаторов идеологической траектории Европы. И Кэмерон, и Милибэнд, каждый по своему, являются поклонниками страны, которую относят к одной из самых успешных в мире. Задолго до того, как победно въехать на Даунинг-стрит, 10, Кэмерон заключил союз с сейчас уже бывшим правым премьером Швеции», — пишет Итон.
«После 2010 пара ходила в лидерах среди тех, кто отстаивал «реформирование ЕС» и свободу торговли», их министры финансов «давали друг другу советы по фискальному консерватизму», а «свободно-рыночная правая партии Кэмерона нахваливала шведский эксперимент с приватизацией здравоохранения и поворотом школьного образования к извлечению прибыли». Левоцентрист же Милибэнд «продолжает черпать вдохновение» из многолетнего опыта своих шведских «аналогов». Оба они «наблюдали шведские парламентские выборы 14 сентября 2014 с интересом и некоторым дискомфортом». Причины этого «дискомфорта» Итон называет те же, что и в предыдущей своём материале, в том числе, применительно к лейбористам — «анемичное выступление левоцентристов», «далеких в итоге от парламентского большинства», и «тягостный подъём крайне правых: «Шведские демократы» заняли третье место, более чем вдвое, до почти 13%, увеличив свою поддержку».
К слову, журналист Ричард Орандж, опубликовавший в британской леволиберальной «The Guardian» серию «около-выборных» материалов из крупного города Мальмё на юге Швеции, даже сетует 15 сентября 2014, ссылаясь на местную активистку-социал-демократку фрёкен Эгаль, что «многие горожане разочарованы и напуганы тем, что «Шведские демократы» удвоили свои голоса», и «похоже, мы увидим много конфликтов и разделения» в шведском обществе. В достаточно путаной редакционке за тот же день «The Guardian» признаёт, что «уходящая корнями в неонацистское движение» ШД, «многие из кандидатов которой запятнаны расизмом и бандитизмом», «является частью более широкой волны по всему миру» — подъёма «правопопулистских и ксенофобских партий», «частично позиционирующих себя в качестве выразителей популистского отчаяния и гнева против снобизма истеблишмента». Издание также крайне нехотя, буквально «через не могу» соглашается на «наличие у ШД кое-чего общего с ПНСК».
Возвращаясь к мнению Итона. Политический обозреватель уверенно настаивает: «Параллели с Британией внушают. Здесь также левоцентристы лидируют нынче в опросах, но показатели их серьёзно не дотягивают до получения парламентского большинства. Между тем, агрессивная правая, в виде ПНСК, уверенно на третьем месте». «Шведский итог» для сторонников лейбористов «выглядит тревожно, словно пророчество на май-2015″.
Источник: Rikki-vojvoda