У соседа на столе углядел красиво отпечатанный документ с громким названием «Стратегия развития Москвы. Москва: что делать?»
Оказалось — материалы круглого стола, заседания некоего come-in club, посвященного обсуждению до сих пор не существующей официально, но подспудно давно принятой Стратегии развития Москвы. Заседание, похоже, было почти ровно год назад, в печать всё отправлено 30.10.2013.
Про саму Стратегию развития Москвы я в своё время писал довольно много:
- Москва для праздного класса — основной пост
— Позиция ВШЭ «как разгрузить Москву»
Текст стратегии на сайте ДЭПРа — Ой! Текст выпилили! И вообще, у нас теперь есть клёвая инвестиционная стратегия Москвы, а о просто стратегии — забудьте-забудьте!! ))
Так вот, на круглом столе были интересные мысли
1. Правая политика прикрывается левыми лозунгами. «Сейчас у нас девиз «Москва — город для жизни», но при этом имеется ввиду «жизнь» как товар. Главная продукция Москвы — жизнь, которая продается. Получается, что Москва — вовсе не город для жизни, а город для продажи бесконечных квадратных километров жилья». «В жилищной политике в Москве инструменты крайне либеральны (так называемые точечные застройки, массовое строительство в логике, получение выгоды от продажи земли), а при этом цели декларируются как социальные (расселения и т.д.)»
2. «У настоящей, деятельной стратегии должен быть один рычаг, одна движущая сила, одна идея. Если у тебя более одного рычага, значит, у тебя нет стратегии.»
3. «Замена 5-этажек на 25-этажки происходит не с помощью волнового переселения, а с помощью уплотнения. Это уплотнение было бы возможно, если бы его уравновешивало строительство новой инфраструктуры и новых улиц. <…>Если улиц мало, то соответственно права на уплотнение нет, и это является чистым воровством городской пустоты! Пустота как товар, который ты крадёшь.»
4. «Любой девелопер строит только анклав, и его главная задача — не отдать городу ни метра территории. И, желательно, заколотить ещё всё забором и никого не пускать. Так город точно развиваться не может. » «Ещё мне кажется, что пояс индустриальных территорий, который сейчас перепроектируется, мог бы охватить кольцо парков. Станции электричке располагались бы рядом с небольшими парками, чтобы застройщики не потеряли слишком много. ХОтя мне, например, кажется, было бы отлично, если бы они много потеряли. Ведь тогда они очень много приобретут. Чем больше они отдадут, тем больше они получат, потому что всё равно в этих промзонах они ничего не продадут при таком отношении. Этот городской проект сегодня тоже не реализуется, потому что промзоны уже спроектированы так, что на каждую станцию МК МЖД сажается по 50-60 тысяч торговых помещений, чтобы её окупить. А ведь со станции ты мог бы выходить в парк. На ЗИЛе ты мог бы выйти с электрички и пройтись метров хотя бы 200 среди зелени, как здесь, в Веретьево. А в нынешнем проекте ты выходишь в торговый комплекс на 50-60 тысяч торговых помещений» «Они хотят сделать так, чтобы весь поток пошел через торговлю, а в тех городах, про которые вы говорите, Так не сделано, я уверен. Там, если ты хочешь выйти на улицу, ты можешь выйти на улицу.»
5. «Руководству города на сегодняшний день легче, когда Московская область «не o’key», а Москва «o’key». Принцип управления городом устроен таким образом, что команда в лице конкретного человека и его заместителей, имея собственную стратегию, способна управлять. А теперь представьте ситуацию: команда субъекта не имеет стратегии, зато имеет 380 глав муниципальных образований, которые что-то хотят, хотят реализовать строительные проекты и заработать денег. И все они радостно ждут Александра Долгина, чтобы он пришёл и напек им «новых пирожков», а они с этих пирожков получать причитающиеся им отчисления и компенсации в свои фонды развития территорий, прекрасно понимая, что ни инфраструктурные вопросы, ни какие-то другие решить сегодня будут не в состоянии.»
6. «Я консультирую власть 20 лет. Действие происходит в России. Точка. Никакие коллегии не работают, межведы не работают…»
7. «Капков проектирует эффективные парки. Я сам не без греха, я проектирую парк «Музеон». Эффективность оценивается посещаемостью. на самом деле, это неверно. Эффективное общественное пространство — это, прежде всего, пространство, в котором могут происходить какие-то события». «Арбат понятно во что превратился, а какой-нибудь Столешников переулок являет собой пародию на пешеходную улицу, потому что там продаются такие товары, за которыми могут приезжать люди только на Бентли. Машину там запарковать им негде, поэтому по этой улице ходят голодные, бедные люди, смотрян на витрины магазинов, в которых не могут ничего купить.» «Почему-то под архитектурой понимаются только иконические здания. У нас на иконические здания приглашаются иностранцы, устраиваются конкурсы с участием мировых звезд. Но ведь архитектура — это массовое строительство, это рядовая застройка! Это то, из чего складывается ткань города. Вот с этим у нас настоящая беда. Если мы хотим, чтобы Москва вообще во что-то превратилась, городское правительство, да и федеральное правительство, должно создать программу развития архитектуры, как это было сделано в Голландии. Это мощнейшая государственная программа поддержки новых архитекторов, устройство конкурсов, приглашение мировых звёзд не строить, а учить, преподавать.»
8. «Помимо проблем со сносами и расширением пешеходного пространства есть еще одна тенденция, ко которой все знают, но почему-то помалкивают — это феодализация пространства. Мы выполняли работу в Высшей школе урбанистики, смотрели количество новых заборов, возникших в центральной зоне. Оказалось, что пространство открыто сегодня только в пределах проезжей части, все остальное недоступно. Заборы уничтожают право на город. Сегодня пространство, в котором люди в центре могут присутствовать — это лишь 4% от всей территории.»
9. Чисто экономически, если рассмотреть нашу градостроительную политику, то строительство одного квадратного метра жилья приводит к тому, что городу нужно построить социальную инфраструктуру на 10-12 тысяч рублей. Примерно на 12 тысяч рублей нужно построить транспортных магистралей. Иными словами, если мы строим квадратный метр жилья, это значит, что кто-то должен понести затраты в размере 20-24 тысяч рублей на то, чтобы вокруг этого была создана нормальная городская среда. Более того, если считать совсем полные затраты, нужно на этот же квадратный метр еще посчитать затраты на развитие метро — это 14 тысяч рублей в расчете на квадратный метр. Итого, если мы соберем все эти полные затраты, мы получим 30-38 тысяч рублей на квадратный метр — создание инфраструктуры, чтобы в городе было реально комфортно. Это объективные расходы. В мире эти расходы берет на себя бюджет, но при этом бюджет имеет, соответственно, какие-то доходы. Сейчас мы видим, что с метра построенной недвижимости никаких доходов бюджет вообще не имеет. Если мы эти суммы разнесем на всю численность населения, вычтем отсюда НДФЛ, все остальное — это прямые убытки для бюджета в 30 тысяч рублей на одного приехавшего нового москвича.»
Источник vas_s_al