Куба не подошла для «твиттерной революции»

Не стоит переоценивать «новые медиа» — социальные сети, интернет СМИ, твиттер и т.д. Они служат цели раскачки и мобилизации аудитории только в одном случае: когда у противников...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

24

Кристо Аргириди

Буквально на днях завершился визит президента США на Кубу, который кем-то был назван революционным (видимо, вспомнил на какой Остров десантировался «Борт Свободы»). На Кубе президент США привычно разорялся на тему «новых отношений» и «шагов вперед», а по приезду, немедленно встрял в дискуссию о нелегальной миграции, чтобы привычно обозначить Кубу как тоталитарную диктатуру. Нет, ну правильно – дипломатия дипломатией, а американские ценности превыше всего.

Ну, а раз «ценности» позволяют рассматривать Кубу исключительно как «тоталитарное государство», народу которого надо обязательно помочь в насаждении демократии, давайте опять рассмотрим последние из известных попыток. Начали мы с хип-хопа, а закончим – «твиттерной революцией».

0_429ebf_905b620b_orig

Термин изрядно подзабытый на фоне «майдана», но одно время – безумно популярный. И, надо сказать, не без помощи большого американского брата, который через свои службы демократической помощи, сети активистов, обучающие программы, а самое главное – агитации и пропаганды на фоне «успешных арабских революций» (ну, правительства-то они в ряде стран свергли, прогрессивные лозунги выдвигали, чего ещё надо либералам и демократам?), концепция «новых медиа» – социальные сети, сайты, работа в интернете вообще – как эффективнейшего средства агитации и мобилизации чуть ли не на пустом месте, прочно засела в мозгах протестных неофитов. Ну так и тем ценнее рассмотреть ситуацию, когда тщательно выверенная, насаждавшаяся со всех сторон концепция (сейчас, безусловно, не так, как ещё пару-тройку лет назад) провалилась по всем направлениям. И на Кубе «революция» не просто не добилась поставленных задач, её провал ещё и вызвал политический скандал в Конгрессе, которым грамотно распорядились противники Демократов – Республиканцы.

Но, обо всем по порядку.

Отношения между США и Кубой после победы на острове Революции не были безоблачными и уже через 3 года, в 1962 году, США ввели санкции, а точнее – блокаду. За год до этого США организовали привычную для них «экспедицию демократических сил», благо опыта было не занимать, состоявшую из всяческого сброда, бежавшего с Кубы после Революции. Высадка в заливе Свиней провалилась самым позорным образом, видимо, нанеся сильный удар по психике руководителей ЦРУ и американской администрации. Во всяком случае, первым психанула администрация Дж.Кеннеди, а за ней и ряд последующих. После чего, даже самые либеральные СМИ в США были вынуждены называть отношения между странами «абсурдными». Абсурду добавляли постоянные, совершенно безумные попытки ЦРУ убрать Кастро. Согласно сообщениям Фабиана Эскаланте, бывшего главы кубинских спецслужб, на Кастро покушались 638 раз.

Некоторые покушения пытались играть скорее на дискредитацию Фиделя: например, хотели ему в обувь подложить соль таллия, чтобы его борода выпала. По мнению ЦРУ это должно было уронить имидж любимого руководителя в глазах кубинцев. Другие подрывные операции были не менее мощные: предполагалось распространять порнокартинки с лидерами Революции, на которых они бы, к слову, обязательно набравшие вес (интересная игра на традиционных представлениях о богатых, как о людях с лишним весом), забавлялись с женщинами, конечно же с бухлом и на фоне шикарных апартаментов. Это не считая действительно проводившихся спецопераций против Кубы или экономической войны, детально описанной в море литературы. В общем, фантазия у аналитиков ЦРУ била ключом.

0_429f18_1453fa86_origВ 60-е годы рассматривается вариант инсценировки нападения на базу в Гуантанамо. После «инцидента» бравые Джи Ай должны были наконец-то показать строптивому Фиделито хрен, понимаешь, Линкольна. Но не срослось. Правда, уже за тысячи и тысячи километров от Кубы, другой инцидент привел к многолетней войне, в которой США потерпели поражение, которое проходило как раз на фоне общественного подъёма в стране, компаний за гражданские права, против войны и т.д. И не сказать, что пример Кубы не играл по всем этом какой-то роли. Наоборот, наиболее непримиримые фракции черного освободительного движения прямо обращались к опыту Кубы. Кубинцы продолжают оказывать определенное воздействие на американскую внутреннюю политику и сейчас, к примеру, сотрудничая с рядом движений цветного населения США.

Так что, ничего удивительного в том, что США в очередной раз попытались свергнуть кубинское правительство, но на этот раз при помощи новых технологий.

Вундервафлей послужил аналог твиттера, который был на Кубе обозван ZunZuneo (сленговое выражение, обозначающее свист колибри). Как и в случае с хип-хопом, в реализации проекта участвовало американское международное агентство USAID. Корреспонденты AP (Associated Press), которые отрыли эту историю, сообщили о том, что программа, из-за довольно жесткого контроля за интернетом правительства Кубы, запускалась тайно, со всеми методами предосторожности, чтобы конечным адресатом ни в коем случае не оказались США. Поэтому в Испании была создана подставная компания, счета компании должны были проходить через компанию, зарегистрированную на Каймановых островах (британский оффшор). Аналогичным образом, сообщения пользователей сети перенаправлялись на сторонние сервера. Короче говоря, ни что не должно было ассоциироваться с США. Кубинские пользователи не должны были знать, откуда этот сервис, поскольку раскрытие такой информации представлялся существенным риском для его существования.

Подбором служащих компании занималась базирующаяся в Денвере компания Mobile Accord. Как заявил один из служащих, нанятый компанией в проект, никто не сообщал им, что это как-то касается Кубы или США. В общем, все как обычно – набирали вслепую. Кроме неё в проекте активно участвовали наши старые знакомцы ещё по хип-хопу – Creative Associates.

Парни «за правильный Твиттер»

Парни «за правильный Твиттер»

Оправданием запуска сервиса «задним числом» послужило выступление Х.Клинтон в Университете Джорджа Вашингтона, в котором она заявила, что необходимо бороться за расширения доступа населения «несвободных стран» к интернету. Короче говоря, именно с 15 февраля 2011 года Белый дом де-факто объявил начало «крестового похода» за «киберправа человека» и против интернет-цензуры (конечно же, это не касается развитых демократических стран, в которых цензура есть, а сам «поход» – просто был поводом вмешаться в дела других государств, тем более, что повод был).

Creative Associates: на службе американской демократии

Creative Associates: на службе американской демократии

Всего на провалившуюся компанию, которая велась на протяжении пары лет, с 2009 по 2012 год, было израсходовано 1,6 млн $. Раскручивать проект начали после того, как Алан Гросса схватили на Кубе (да, да – того самого). Гросс занимался разными делами, конкретно в этот раз его взяли за то, что он «филантропически» решил помочь кубинцам приобщиться к «свободному», то бишь контролируемому США, интернету. Это было незаконно. Это проводилось как тайная операция. Короче говоря, кубинские службы безопасности взяли его за одно место. Вместе с ним накрылись первоначальные планы на развитие «демократического интернета» на Кубе. Вот после этого-то USAID и стали активно раскручивать свою сеть. Для начала надо было достать номера абонентов. С этим проблем не возникло, как выяснилось на слушаниях в подкомитете Сенатского комитета по надзору за ассигнованиями правительства, агентство получило выкраденную базу (судя по всему, в Кубинкой госкомпании были свои люди) на полмиллиона номеров. Используя её через пару лет сеть ZunZuneo набрала 40 тыс. абонентов.

Предназначение сети было просто: молодежь через сеть должна была получать соответствующие уведомления, которые бы привели к её мобилизации и массовому выступлению против коммунистических властей на Кубе. Для этого надо было вызвать доверие к сети, что планировалось осуществить путем быстрого информирования о погоде, спортивных событиях, музыке, юморе и прочей развлекалке. На втором же этапе начиналась пора «радикализации», для этого через сеть распространялись сообщения о фейковых опросах (например, 54% американцев считают, что Майкл Джексон жив и 86% кубинцев думают, что Фидель Кастро мертв), обыгрывалось «состояние» Фиделя и его звание – Кома-Анданте, привлекались политические карикатуристы и т.д.

0_429ebe_df5ce5ee_orig

Но, в целом, сервис, как и запущенная параллельно с ним компания по инфильтрации хип-хоп групп Кубы (власти США хотели добиться кумулятивного эффекта, когда каждая протестная компания усиливает друг друга и ведет к расширению протестов, а не изолирует их), не привел ни к чему значительному и через какое-то время был закрыт. Население Кубы может и смеялось над полит.карикатурой на правящую партию, может и посмеивались над сообщениями о Фиделе, но ничего не придпринимали. А, учитывая небольшую клиентскую базу (проектировщики, видимо, надеялись на сотни тысяч абонентов и довольно быстро, но не судьба), проект и вовсе потерял перспективу. Его может и поддерживали бы в полуобморочном состоянии, но приоритеты США изменились и им просто надоело тратить деньги на полный бесперспективняк. Короче говоря, проект прикрыли. Но! Осталась отчетность по проекту.

И вот уже год 2014, Сенат рассматривает трату средств на проект «твиттерной революции» на Кубе. Реакция сенаторов была очень показательной: сенатор Лихи (зам.главы соответствующего подкомитета) назвал проект «тупым, тупым, тупым». Наверное, сенатор уже тогда прозревал фразу ДБ, но не успел её сказать в прямом эфире. А ведь у него это крутилось на языке. Особенно после того, как его подкомитет услышал непонятное блеяние Раджива Шаха, о том, что мол USAID всех проинформировали и операция не носила тайный характер.

Вы представляете, представитель USAID наврал в Сенате. Офигеть, да. Он сослался на аудиторскую службу Конгресса (GAO), что мол она проверяла фонды и не выявила нарушений. Представитель GAO заявил, что нет мол, в сопроводительной документации не было указано на что конкретно пойдут средства, это было кратко описано. Потом он заявил, что цели свергнуть кубинское правительство не было, а текстовые сообщения не носили политический характер. Все это было опровергнуто прямо во время слушаний. Далее, выгораживая USAID, начали врать представители Госдепа. Правда, не будь дураками, они быстро смекнули, что сейчас и их начнут макать в одну субстанцию, поэтому они быстро свернули дискуссии и заявили, что мол «ничего толком не знали» и вообще – спросите у USAID.

Так как по законам США для проведения тайных операций надо было уведомлять Конгресс и президента, а все от этого открестились, получается, что Госдеп, непонятные (ага, мы верим) спецслужбы и USAID проводили тайную операцию на свой собственный страх и риск, пользуясь подотчетными фондами. Скандал, что сделали с представителем USAID история умалчивает, но то что ему было больно – можно не сомневаться.

К примеру, по ходу слушаний республиканцы встали в героическую позу и заявили, что тайные операции портят имидж агентства (USAID), которое должно предоставлять помощь неразвитым и отсталым странам, а не заниматься подковерными операциями. Заодно им удалось, тыкая пальцем в администрацию Обамы, громко кричать о том, что в администрации президента вообще уже перестали следить за тем, что происходит у них под носом. Конечно же, второго Уотергейта при всем желании раскрутить бы не удалось, но друг дружке нервы портить – это американские партай-генацвали  всегда умели.

Что же у нас в сухом остатке? Во-первых, эти провалы, видимо, были последней каплей, после которой США решили выстраивать «нормальные» (то бишь, формальные) отношения с Кубой. Во-вторых, не стоит переоценивать «новые медиа» — социальные сети, интернет СМИ, твиттер и т.д. Они служат цели раскачки и мобилизации аудитории только в одном случае: когда у противников режима есть уже готовая массовая база, когда желание смены власти просто носится в воздухе, ну, или же, если есть влиятельные политические силы, которые могут это провернуть. В-третьих, все эти усилия увенчиваются успехом при наличии реальных, во многом долгоиграющих проблем в обществе. Если их нет, если информационная политика строится вокруг фейковых или несостоятельных поводов – она проваливается, закупоривая себя в специализированной нише.

Провал этой «революции» на Кубе показал, что для любой революции, для любого массового выступления нужны зримые, действительные поводы, либо те, которые бы так воспринимались массой населения, а без этого – это не более чем бирюльки и песочные замки.

Серебряной пули в виде «новых технологий» нет – есть работа в массах по разъяснению им их реального положения и мобилизации их на защиту своих интересов.

Источник beyondraceandreligion

Об авторе wolf_kitses