Накануне отечественные монархисты в очередной раз подняли плач в память о скончавшемся от ран белом генерале Михаиле Дроздовском (умер он от гангрены в Ростове-на-Дону 14 января 1919 года). Например, член совета общества «Двуглавый Орел» Андрей Афанасьев назвал Дроздовского в своем телеграм-канале «одним из наиболее нравственно безупречных героев Белого Движения» и «человеком-легендой», «Царьград» зовет его не иначе, как «последним рыцарем русской монархии», а телеканал «360» — «идеальным белогвардейцем», «нравственным ориентиром и источником вдохновения».
Так ли идеален и нравственно чист был генерал Дроздовский? По отношению к соратникам – может быть.
А вот обычные крестьяне, выжившие после набегов его отрядов, вряд ли с этим согласились бы. Далеко ходить за аргументами и свидетельскими показаниями не нужно – сохранился дневник жестокого белогвардейца, который он вел во время похода Яссы-Дон (с полным текстом можно ознакомиться на сайте «Милитера»).
Своих людей генерал неоднократно называет карателями и в мельчайших подробностях описывает экзекуции, которые они устраивали в отбитых у красных деревнях и поселках.
Но еще до того, как приступить к поджогам, казням и поркам в отместку за избиение или убийство офицера, Дроздовский фантазирует в своем дневнике, как он все устроит:
«Уже рисовались в воображении пожары этих деревень, поголовные расстрелы и столбы на месте кары с надписями, за что. Потом немного улеглось, постараемся, конечно, разобраться, но расправа должна быть беспощадной: «два ока за око»! Пусть знают цену офицерской крови!» (Новый Буг, запись от 22 марта 1918 года).
Как только кто-то из офицеров донес Дроздовскому, что по пути их следования, во Владимировке Николаевской области, есть красногвардейцы, участвовавшие в боях белыми, генерал моментально принимает решение о сборе карательной экспедиции. Принцип «два ока за око» не соблюдается, так как жертв намного больше. За четырех убитых офицеров убивают 24 большевика. Сначала казнят непосредственных обидчиков офицеров, а потом переходят к мирному населению.
«После казни пожгли дома виновных, перепороли жестоко всех мужчин моложе 45 лет, причем их пороли старики. […] Характерно, что некоторые женщины хотели спасти своих родственников от порки ценою своего собственного тела — оригинальные нравы».
По тону дневниковых записей заметно, что расправы забавляют Дроздовского, он наслаждается ими. Правда, это еще не все — впереди планы на грабеж. У жителей Владимировки забирают даром
«весь лучший скот, свиней, птицу, фураж и хлеб на весь отряд, забраны все лучшие лошади».
Генерал смакует подробности:
«Сплошной вой стоял в деревне».
О попавшейся по дороге деревне Малеевка Дроздовскому также донесли, мол, там укрываются добровольцы-красногвардейцы. Здесь у генерала родилась свежая идея: взять деревню в кольцо и припугнуть жителей, чтобы они сами выдали красных.
«Поставили орудия и пулеметы на позицию и послали им ультиматум в двухчасовой срок сдать все оружие, пригрозив открыть огонь химическими снарядами, удавив газами всю деревню».
Химического оружия у белых не имелось, но деревенские страшно перепугались и всех выдали. Итог – очередная порка. Причем, красногвардейцев заставляли хлестать друг друга шомполами. Эту экзекуцию Дроздовский называет «принципом унтер-офицерской вдовы». Далее – очередной грабеж:
«Кормился отряд как хотел от жителей даром — в карательных целях за приверженность к большевизму».
Или вот дневниковая запись от 16 апреля 1918 года. Тут Дроздовский описывает свое выступление на собрании, где соратники пытались покритиковать его за жестокие методы. По мнению генерала, «невинных» среди запоротых до смерти или полусмерти быть не может:
«В 13 был на заседании «Союза офицеров», объяснил наши цели, задачи, несколько типов из группы фронтовиков пытались наклеветать, говорить о расстрелах «невинных» и т.п. Отвечал удачно и резко, они с треском провалились, не учли аудитории».
То есть, «аудитория» у «последнего рыцаря русской монархии» была под стать. Сам Дроздовский от своего дневника не скрывает, что он жесток, и люди его тоже те еще «нравственные идеалы»:
«Страшная вещь гражданская война; какое озверение вносит в нравы, какою смертельною злобой и местью пропитывает сердца; жутки наши жестокие расправы, жутка та радость, то упоение убийством, которое не чуждо многим из добровольцев. Сердце мое мучится, но разум требует жестокости».
Источник: Красный Фронтовик
Прим.публикатора. На деле всё много хуже — «белые рыцари» были не просто карателями, а протофашистами, с бесчеловечностью, аномальной даже по меркам того жестокого времени.
«На днях в одном из каналов увидел фото украинского военнослужащего, отваривающего в кастрюле человеческую голову. Молодой человек фотографируется, склонившись над кастрюлей, в стиле мема с соляным поваром. По понятным причинам ссылку на снимок прикреплять не буду.
Подобное людоедство, конечно, уже было. Много его фиксировалось во время Гражданской войны в России. Вот пример от белого офицера Дмитрия Алешина:
Цветы зла, давшего плоды в странах коричнево- и чернорубашечников, и воспроизводимые ныне на Украине.