Следуй за нами!
Последние новости
- Двадцать лет спустя: «электоральный обмен» между партиями США
18.01.2025 @ 11:55 | Отзывов нет - Экономика пуритан: солидарность против стяжательства
12.01.2025 @ 05:50 | Отзывов нетВ статье рассматриваются хозяйственные воззрения и практика пуритан. Стержневое место в их экономической этике занимала концепция призвания. При ее обсуждении, равно как и в трактовке богатства, пуритане подчеркивали необходимость нацеливать экономическую деятельность на достижение общего блага. Своекорыстие порицалось, но богатство полагалось этически...
Читать - «Цветной барьер»: экологическая составляющая
31.12.2024 @ 18:44 | Отзывов нетОдин из аспектов угнетения бедных и "цветных" при капитализме — экологический. В жилищно-сегрегированных городах США они расселены так, что именно по ним "бьют" максимальное загрязнение и ведущие к болезни и смерти...
Читать
- Двадцать лет спустя: «электоральный обмен» между партиями США
-
Религия и Общество - архив
-
Сонгми: социология и статистика массового убийства
Опубликовано 21.11.2013 | Комментариев нетЭксперимент Милграма быстро стал знаменит: он описывался в разных учебных и популярных изданиях, его результаты преподавались тысячам студентов, «эхо от эха» последнего вошло в поп-психологию. И это принесло скорей вред, чем пользу: им стали объяснять все жестокости, которые на слуху – от уничтожения евреев нацистами до пыток иракцев в тюрьме Абу Грейб, хотя то и другое вполне объясняется идеологией, которую привили исполнителям. В обоих случаях им было незачем подчиняться, в то время как опыты Милграма ставились именно для того, чтобы посмотреть, как далеко в подчинении авторитету люди зайдут против своих убеждений, отношения к людям и пр -
Сигналы-стимулы и активация стереотипов
Опубликовано 20.11.2013 | Комментариев нетЭтологам в плане популяризации выигрышней всего рассказывать про сигналы-символы (англ.referential signals). Поскольку они – конечный этап эволюции систем коммуникации животных от телодвижений силовой борьбы в сторону их всё большей семантизации и типологической определённости форм демонстраций, складывающихся из этих телодвижений. Они выделяются по набору характеристик, наличие которых отличает их от другой, более примитивной категории средств коммуникации – сигналов-стимулов: -
Об агрессии
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нетАгрессия служит социальным отношениям, она защищает их. Она проявляется всегда, когда связи находятся под угрозой, когда они не развиваются позитивно или отсутствуют. Люди, которые видят угрозу важным для них отношениям, лишённые доверия или исключённые из общества, реагируют на эти обстоятельства проявлением агрессии. Одно из последних исследований в этой области принадлежит Рагнару Биру из института психологии в Гёттингене. В ходе масштабных исследований ему удалось доказать, что большинство людей, столкнувшихся с серьёзной угрозой их отношениям с партнёром, реагируют на неё проявлением агрессии. О чувстве гнева в этих ситуациях говорили 72% женщин и 49% мужчин, о повышенной раздражительности – 67% женщин и 56% мужчин, о ненависти – 22% женщин и 13% мужчин. -
Биологическое и социальное
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нетГоворя о соотношении биологического и социального, уместно применить аналогию с управлением со стороны организма химическими реакциями, которые идут в живом. Это самые обычные химические реакции, ничего эксклюзивного; но в биосистемах они идут не до состояния равновесия, а субстрат направленно преобразуется в конечный продукт, и реакции в живом идут в более мягких условиях, чем те же процессы в неживой природе. Меньшие нужны температуры, давления, и т.д. -
Пять причин быть неверующим
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нет«Австрийский естествоиспытатель Рейшек, проведший на Новой Зеландии безвыездно свыше 10 лет, рассказывает, между прочим, следующий эпизод: «В бытность свою в King Country, на территории маори, где раньше меня, как я думал, не ступала нога белого человека, я заметил, к своему удивлению, остатки европейских поселений, и спросил короля [маори], откуда могли взяться эти развалины в области, куда доступ европейцев был категорически запрещён. Он поведал мне следующую историю: - Однажды пришёл к нам мирный человек, миссионер. Мой отец и все мы полюбили его, так как он никому не делал зла и помогал плохим людям исправляться. Мы жили с ним мирно и научились у него многим хорошим вещам. Потом пришёл второй миссионер: он стал нам говорить о боге не то, что говорил первый, и утверждал, что его бог лучше, чем бог первого миссионера. У него тоже оказались последователи, и маори разделились на две партии, но жили сначала мирно. И вот явился третий миссионер. Он стал проповедывать третьего бога. Тогда мы собрали совет из вождей и старейших членов нашего племени и постановили, что все миссионеры должны оставить нашу страну и могут вернуться лишь после того, как придут к соглашению между собою о боге; потому что правда может быть только одна, и истинный бог - только один. Если они сойдутся между собою и вернутся к нам обратно, мы послушаем их проповедь и решим это дело. Если же миссионеры не послушают этого решения наших вождей и старейшин, они будут умерщвлены. Два последних миссионера не хотели уходить. Тогда мы убили их, и то, что ты теперь видишь - остатки их ферм» -
Социальный конформизм: опыты Соломона Аша
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетОпыты Соломона Аша возникли из несогласия с объяснением конформности, следующим из опытов Музафера Шерифа (конвергенция к групповой норме происходит всегда, проходит мимо сознания индивидов, и «последействие» сохраняется очень долго). -
Социальный конформизм: опыты Музафера Шерифа
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетВ обществе, где ценится и культивируется индивидуальность, конформизм - результат не сознательного выбора, а следствие рациоморфных процессов. "Присоединение к большинству", ретрансляция господствующих точек зрения здесь, как правило, проходит мимо сознания. Человек давно уже говорит чужим языком и высказывает чужие (общие) мысли, а всё ещё полагает себя личностью. Поэтому вскрыть механизмы группового мышления и групповой лояльности здесь особенно интересно и непросто. -
Эксперименты Милграма: социальная релятивность морали
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетЭксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести, стали одними из самых знаменитых и дискуссионных экспериментов в социальной психологии. «В большей, по-видимому, степени, чем любой другой эмпирически вклад за всю историю социальных наук, — отмечал Ли Росс (Lee Ross, 1988), -они стали частью интеллектуального наследия человечества — не такого обширного набора исторических случаев, библейских притч и шедевров классической литературы, к которому обычно обращаются серьезные мыслители, когда рассуждают о природе человека или об истории человечества.» -
Преодоление различий «мужских» и «женских» профессий
Опубликовано 31.10.2013 | Комментариев нетВ процессе изучения профессий выявилось существенное различие в проявлениях познавательной деятельности. В то время как раньше господствовала идея глобальной системы интеллекта, предложенная А. Бине, в последующем появились представления о принципиальных различиях между вербальным оформлением и пространственным мышлением в формах. Речевые обозначения больше отражают образование, в то время как пространственные представления служат своеобразным индикатором технического интеллекта. Техническая сообразительность, по существу, отражает мысленное изменение формы в процессе металлообработки или других изменений. При изучении профессий появилась необходимость новых сочетаний психологических функций, которые отражали бы своеобразные операции, возникающие только в данной профессиональной деятельности. -
Изнасилования: кросскультурный анализ
Опубликовано 31.10.2013 | Комментариев нетИнтересную статью, где по типовой кросс-культурной выборке Мердока и Уайта (она представляет репрезентативную выборку известных к настоящему времени и описанных обществ, о ней и самом Мердоке здесь, за ссылку спасибо bdag_med ) сравниваются культуры с разной степенью распространённости изнасилований, чтобы найти синдром признаков, отличающих культуры, где изнасилования обычны, часты, и даже в какой-то степени являются нормой в отношениях между женщинами и мужчинами, от культур, где они редки, почти отсутствуют, просто потому что взаимоотношения полов устроены так, что почти не приходят к такой развязке. Анализировали только насилие мужчины (или группы мужчин) в отношении женщин, хотя в ряде обществ есть информация об обратном насилии (скажем, во время оргиастических обрядов) или о гомосексуальном насилии женщин против женщин.