Заметка о роли насилия, как индикаторе развития

Поскольку несколько раз речь про него зашла, при обсуждении давних тем, вспомнилось пара следующих моментов, на мой взгляд очень точно располагающих насилие среди факторов на которые, при обсуждении тех или же иных обществ, необходимо обращать внимание (насилие — это индикатор, очень удобный и очень качественно, на мой взгляд, характеризующий ступеньку развития общества, в общем — развитие производительных сил общества. На какой бы стадии оно не находилось).

Вот давайте, к примеру, рассмотрим вопрос увольнения наемного работника при капитализме, российском.      Как ему уволиться? Просто — взять и уволиться. Более того, при разрешении всевозможных проблем, у него есть формальная возможность жаловаться в — инспекцию по труду, суды, даже профсоюзы. Конечно же — не будем забывать, что наемный работник формально свободен и продает свою способность к труду, но не менее важно то, что он может даже угрожать работодателю при увольнении (например, в случаях когда работодатель скрывает з/п работника, он не дает ему подписывать ряд документов из бухгалтерии и получаются мертвые души. Это автоматически означает то, что при проверки бухгалтерии налоговой вскроются многочисленные нарушения, а поскольку трудовая книжку на предприятии лежит, а вы на нем работаете — угроза жалобы в налоговую позволяет творить чудеса, в части и условий труда).

А теперь представим себе, что вы находитесь в развитом средневековье, в самой централизованной и милитаризированной стране Европы — Англии. И вы — свободный крестьянин. И вы, всего-то лишь, не согласились с каким-либо требованием местного шерифа или же любого королевского чиновника, да хоть сеньора. Вы отказались выполнять какую-либо работу. Что будет?

Могу перечислить, в широком диапазоне — от порки, крупного штрафа, который вас разорит, вплоть до четвертования/колесования. И вся недолга. Потому что это феодализм, строй, который как и рабовладение, является концентрированным насилием по отношению к феодальным крестьянам/рабам, а так же плебейским кругам городов. Потому что одной из характеристик феодализма/рабовладения является собственность на работника, как на непосредственного производителя (при феодализме — не всегда «полная», потому иногда и была возможность наказать чиновника/сеньора за его преступления. Правда либо заручившись поддержкой другого сеньора, либо с оружием в руках и тогда за ради своих прав крестьяне должны были пролить массу своей крови, либо же сеньор должен был попасть в немилость у своего сюзерена, либо совершать что-то из ряда вон). Но что не менее важно — производительность труда низкая, при феодализме работник не отчужден от орудий своего труда и требуется масса усилий, чтобы отобрать у него продукты его труда, что автоматически развивает не только сплоченность класса эксплуататоров — феодалов / рабовладельцев — перед лицом крестьянских /  рабских восстаний и постоянную военную готовность, но и всемерное развитие аппарата насилия (интересно отметить, что как только у феодалов не оказалось военного преимущества перед лицом восстающих крестьян, как тут же политическая мысль стала плясать дальше и глубже — и от постулата, «Вы все рабы, а я Ваш хозяин», начала доходить до необходимости общественных договоров, легитимации классового насилия — о чем до этого вообще не задумывались, более изощренной стала церковная пропаганда, а там уже и до переворота в надстройке и базисе было рукой подать. Ах да — в Англии всё началось в Уэльсе, на свою беду Большой Валлийский Лук оказался чрезвычайно дешев в производстве, при массовом применении — не требовал серьёзной подготовки стрелков, а самое главное — массово начал распространяться среди крестьян, особенно свободных, в среде которых и нанимали на военные предприятия лучников или же на службу в феодальную милицию). А при рабовладении — приходится постоянно пополнять массу рабов, прикладывая громадные усилия дабы удержать их в повиновении, а так же постоянно неся расходы на войны, которые и позволяют пополнять рабскую армию (ко 2-му веку один из источников пополнения в виде войн фактически иссяк, и, уже во 2-м веке н.э., на востоке Римской Империи начинает массово распространяться патрициний и колонат — так рабовладение пытается выйти из своего тупика).

Про повивальную бабку истории я упоминать не буду, только напомню, что оно, насилие, один из факторов классообразования при переходе от родо-племенного строя к классовым формациям так же.

В общем — внимательное наблюдение за его проявлениями позволяет многое сказать об обществе и эпохе.

Об авторе Kaliban