Кровавые компьютерные игры развивают жестокость

Человеческий мозг реагирует на сцены жестокости и насилия быстрым всплеском электрической активности, что хорошо видно на электроэнцефалограмме. У людей, много и часто играющих в кровавые компьютерные игры-«стрелялки», реакция мозга на жестокость оказалась резко пониженной.

Человеческий мозг реагирует на сцены жестокости и насилия быстрым всплеском электрической активности, что хорошо видно на электроэнцефалограмме. У людей, много и часто играющих в кровавые компьютерные игры-«стрелялки», реакция мозга на жестокость оказалась резко пониженной.

Психологи давно подметили, что заядлые игроки во всевозможные «стрелялки» и «мочиловки» — компьютерные игры, требующие от игрока агрессивного и жестокого поведения в виртуальном мире, — обычно и в жизни более жестоки. Они чаще совершают преступления и менее склонны помогать ближним или проявлять сострадание. Правда, остается невыясненным вопрос о том, где тут причина, а где следствие. Может быть, жестокие игры действительно портят характер, но возможно и другое объяснение, состоящее в том, что людям, жестоким от природы, такие игры просто доставляют больше удовольствия, потому-то они в них и играют.

Очень сложно поставить эксперимент, который бы однозначно подтвердил или опроверг гипотезу о влиянии агрессивных игр на характер. Не удалось пока это сделать и Брюсу Бартолоу (Bruce Bartholow) и его коллегам из Университета Миссури в Колумбии (США). Однако факты, полученные учеными, по их мнению, являются весомым свидетельством в пользу данной гипотезы.

Психологи исследовали 39 игроков в «стрелялки». Перед началом эксперимента испытуемые заполнили анкеты, в которых указали, как часто они играют в кровавые видеоигры. Затем испытуемым показывали картинки с изображением различных жестоких и неприятных сцен, одновременно снимая электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Когда человек видит или слышит что-то необычное, страшное или волнующее — одним словом, что-то, привлекающее повышенное внимание, — на ЭЭГ возникает характерный всплеск (резкий подъем и спад электрического потенциала), получивший условное название «реакция P300». Это происходит через 250-500 миллисекунд после демонстрации возбудителя, причем по времени «задержки», а также по амплитуде колебания можно судить о том, насколько сильно нас взволновало увиденное. На этом эффекте основаны некоторые методы криминалистики. Например, если мозг подозреваемого в убийстве выдаст реакцию P300 при виде орудия преступления, это с большой вероятностью говорит о том, что орудие ему знакомо. Правда, было показано, что после специальной тренировки можно научиться легко обманывать подобные детекторы.

Вот так выглядит на ЭЭГ «реакция P300».

ТиАгр6

Внизу: несколько ЭЭГ одного и того же человека (показана первая секунда после демонстрации «возбудителя»). Слева — контроль, справа — усиление реакции под действием кофеина. В среднем ряду: диаграммы скорости изменения потенциала на разных участках головы (вид сверху) через 340, 360 и 380 мс после стимула. Вверху: усредненные графики (изображение из статьи Deslandes et al., 2004. Effects of caffeine on visual evoked potential (P300) and neuromotor performance).

Бартолоу и его коллеги обнаружили, что у самых заядлых игроков в кровавые игры реакция P300, возникающая в ответ на демонстрацию картинок со сценами насилия и жестокости, значительно меньше по амплитуде и наступает с большой задержкой по сравнению с теми, кто играет в подобные игры редко или вовсе не играет. При этом реакция на другие картинки с неприятным содержанием (больные дети, мертвые животные) осталась в пределах нормы.

Этого можно было ожидать. Агрессивные видеоигры и раньше использовались для психологической подготовки солдат к боевым действиям: было известно, что они снижают чувствительность к жестоким сценам. Но в ходе исследования вскрылись новые пугающие закономерности. Так, испытуемым предлагалось в ходе компьютерной игры выбрать наказание для поверженного противника. Лица с ослабленной реакцией P300 обычно выбирали наиболее жестокое.

Исследователи применили стандартные тесты для определения уровня врожденной агрессивности и показали, что даже с поправкой на природные свойства личности эффект долгого опыта жестоких компьютерных игр весьма значителен. Этот ключевой момент в исследовании, к сожалению, пока невозможно внятно прокомментировать (например, не совсем ясно, каким образом тесты могут провести грань между врожденной и приобретенной жестокостью), поскольку научная статья с подробным изложением полученных результатов будет опубликована в Journal of Experimental Social Psychology лишь в начале 2006 года, а пока можно ориентироваться только на сообщения новостных агентств. Что ж, в этом главная слабость жанра «научных новостей»: к тому моменту, когда все вопросы снимаются, новость уже давно перестает быть новостью.

Но имеющейся информации, по-видимому, уже достаточно, чтобы при виде ребенка, увлеченно «мочащего» виртуальных врагов, у родителей возникала реакция P300. Сильная и быстрая. Если, конечно, они хотят воспитать своих детей не только хорошими солдатами

Источники:

  1. Violent video games alter brain’s response to violence — NewScientist, 12.12.2005
  2. Выявление мыслепреступлений — Компьютерра Online, 12.10.2001».
  3. http://elementy.ru/news/165042

Об авторе wolf_kitses