А был ли мальчик?

Как шведы добились 99% уровня переработки мусора? Очень просто: они очень рано начали этим заниматься. Начиная с 70-х годов, в то время как во всем мире развивался энергетический кризис, шведы начали, также как и в соседней ФРГ, экономить энергозатраты...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

001_47_

 

Как шведы добились 99% уровня переработки мусора? Очень просто: они очень рано начали этим заниматься. Начиная с 70-х годов, в то время как во всем мире развивался энергетический кризис, шведы начали, также как и в соседней ФРГ, экономить энергозатраты. В этом ничего необычного не было, другое дело, что итогом этого стало практически 100% утилизация мусора. Весь вопрос какого и как?

Сами шведы не скрывают: отходов домохозяйств. Как сообщает huffington post, применяя сепарацию и отправляя предварительно отсортированный мусор на мусоросжигательные заводы, шведы добились 99%-й утилизации мусора.

Стоп, стоп, стоп! Ведь это сжигание мусора, а не его переработка!? Не совсем. Шведы перерабатывают мусор, но большую его часть они сжигают. Почему именно этот, довольно «грязный» процесс, сопровождающийся применением технологий (фильтра и другое оборудование), которые плохо подходят для переработки, был избран? Представители крупных компании, которые комментируют ситуацию с переработкой мусора в стране, не делают из этого секрета: современные технологии привели к тому, что 3-и тонны современных бытовых отходов фактически равны 1-й тонне дизельного топлива. Теперь представьте: клиринговые компании нанимаются, чтобы вывозить мусор, а энергетические компании его у них скупают по довольно низкой цене, в миллионах тонн, чтобы переработкой в электричество и тепло, чтобы в конечном итоге продать его потребителям.

На данный момент в Швеции около 1 млн. домохозяйств получают тепло от распред.сетей, тепло в которых отводится от мусоросжигательных заводов, около 300 тыс. — таким же образом питаются от электросети. Для шведских потребителей — это крайне выгодно, так как получаемая таким образом электро- и теплоэнергия обходится дешевле, чем если бы она вырабатывалась от привозного сырья. Более того, это настолько выгодно, что топливо — т.е. мусор для сжигания «в топках заводов» — завозится из Великобритании, Норвегии и других государств.

О чем же говорит этот пример? Ну во-первых о том, что никакой революции нет — мусоросжигание процесс старый и экологически не самый чистый, какие бы новейшие, на данный момент, технологии и устройства вы не использовали. Остается эффект рассеивания поллютантов в атмосфере, недостаточной сепарации попутного газа и ряд других моментов, что требуют большого вложения средств. Отсюда же и вытекает во-вторых — используемые материалы дороги и в дальнейшем необходима будет их переработка, что может окажется даже более затратным, нежели их применение. С учетом же того, что переработка также необходима тем остаткам, что наличествует на и в фильтрах — стоимость переработки возрастут. В общем и сами материалы не слишком подходят для переработки, о чем и говорится в статье, и «шлак», остающийся на них, так же потребует дополнительных и серьёзных расходов; он также мало пригоден для переработки. В-третьих — схема «переработки мусора» была принята, и по реакции рынка отходов, мусор импортируют в Швецию, и по реакции местных крупных энергокомпаний, они довольны своими достижениями и прибылями, именно интересы по извлечению прибылей и минимизации сложностей, а значит расходов по её извлечению, лежали в основе сих «революционных изменений».

То что эти меры не решат проблемы, стоящие перед развитыми обществами, — с этим солидарен и представитель одной из компаний, говорящий, что жителям надо меньше мусорить. Однако, самый главный вопрос всё же остается на поверхности: что делать с промышленные мусором, который и является основным загрязняющим агентом во всех странах мира? Ответа на него не даётся и дело не в том, что ответа нет — дело в том, что в нынешних условиях на него ни Швеция, ни какая другая страна, избравшая капиталистический путь развития, дать ответ не может — ведь это означает, на минутку, как минимум отказ от получения прибылей любыми экономическими агентами, что в нынешней ситуации глобальных финансовых сетей, военной истерии, грабежа граждан развитых стран и чудовищной эксплуатации зависимых и полузависимых стран и народов со стороны «энергичных и эффективных» рыночных собственников международных корпораций прямо исключено.

Об авторе Kaliban