Попытка украсть «Жди меня»

В сети гуляет некое стихотворение «Жди меня, я не вернусь», приписываемое Николаю Гумилеву, на основании чего симоновское «Жди меня» пытаются даже объявить плагиатом.

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

 Военный корреспондент Константин Симонов. 1941

Военный корреспондент Константин Симонов. 1941

«В сети гуляет некое стихотворение «Жди меня, я не вернусь», приписываемое Николаю Гумилеву, на основании чего симоновское «Жди меня» пытаются даже объявить плагиатом.
Несколько замечаний по существу.
1. Для начала: «Использование сюжета, темы произведения или научной идеи, с облачением их в другую форму выражения, а не в ту, из которой они заимствованы, не признается плагиатом».  В данном случае ни одно из двух стихотворений не может считаться плагиатом относительно другого. В них лишь общая размерность стиха и сходный рефрен. Если один из авторов знаком со стихотворением другого, то это может являться допустимым скрытым цитированием, как, например, в стихотворении Маяковского «Сергею Есенину» («В этой жизни помереть нетрудно, сделать жизнь значительно трудней»).

2. У стихов принципиально разные темы: тоска и страх у «Гумилева», моральный долг ждать перед воюющими на фронте – у Симонова. Сам Симонов к своей проблематике возвращался в других стихах, например, в «Открытом письме» (1943). Тема реально отражает распространенное верование бойцов Великой Отечественной Войны, что ожидание в тылу верных жен и подруг способствует сохранению жизни.
3. История появления текста «Гумилева» противоречива и сомнительна (см. обсуждение). Также абсолютно непонятно, где и когда молодой поэт Симонов мог к 1941-му найти неизвестный автограф Гумилева.
4. Вопреки обвинениям Симонов был сторонником реабилитации Гумилева и его творчества.
5. Рифмы в стихотворении «Я не вернусь» не характерны для творчества Гумилева».

Источник mendkovich

Верноподданый Николай Гумилёв. Как писал позже Куприн, он не просто пошёл на [империалистическую] войну, один он умел её [ненавистную и бессмысленную бойню] поэтизировать

Верноподданный Николай Гумилёв. Как писал позже Куприн, он не просто пошёл на [империалистическую] войну, один он умел её [ненавистную и бессмысленную бойню] поэтизировать

Подобное мародёрство — естественное следствие зависти: советская культура предстаёт могучим утёсом в сравнении и с нынешней впадиной, и с пригорком «серебряного века». Вот и пробуют его задрапировать или обкорнать у подножия.

Об авторе wolf_kitses