Эффект предпочтения собственных теорий заставил уверовать в хищных ниффитов

Британские психологи из Саутгемптонского университета описали эффект спонтанного предпочтения собственных теорий, который, как утверждается, сочетает в себе элементы трех вышеуказанных...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

alien_predator_gets_alien_prey_by_crowsrock

Вот документальное свидетельство того, что луппиты охотятся на ниффитов, однако когнитивное искажение не дает многим людям отказаться от своих ошибочных теорий. Фото: Crowsrock.

«В наше смутное время фейковых новостей и торжества лженауки над здравым смыслом критическое мышление приобретает особую ценность. Меж тем оно испытывает постоянные атаки со стороны огромного количества когнитивных искажений, длинный перечень которых вам предстоит изучать всю ночь, оценивая ваше к ним неочевидное пристрастие. Есть среди них, например, склонность к подтверждению своей точки зрения– тенденция искать, интерпретировать и отдавать предпочтение информации, которая согласуется с вашим мнением, убеждением или гипотезой. Или вот эффект обладания: вы цените больше те вещи, которые уже у вас есть, но не те, которые могли бы у вас быть.

И конечно же, вы полагаете, что вы намного красивее, умнее и талантливее большинства остальных людей. Ну, здесь никакого когнитивного искажения нет, потому что это истинная правда, ведь читатели нашего журнальчика действительно лучше всех прочих людишек по всем возможным параметрам. Однако большинство тщедушного населения Земли все-таки подвержено этому эффекту сверхуверенности, или иллюзии превосходства, или, как еще его называют англикосы, эффекту Лейк-Уобегон – по имени вымышленного городка из популярного американского радиошоу, где «все женщины – сильные, все мужчины – привлекательные, а все дети – выше среднего по успеваемости».

А вот, кстати, и новое когнитивное искажение подоспело: британские психологи из Саутгемптонского университета описали эффект спонтанного предпочтения собственных теорий, который, как утверждается, сочетает в себе элементы трех вышеуказанных искажений. Вообще говоря, таких когнитивных амальгам можно много насочинять на основе уже имеющихся, но интересно то, как именно авторы выявили данный эффект у испытуемых. В своих экспериментах они предложили им отправиться на другую планету и порассуждать об экологических связях тамошних обитателей.

Сфокусировать внимание участников попросили на двух видах инопланетных существ – ниффитах и луппитах. Некоторых испытуемых просили представить, что у них есть теория, согласно которой ниффиты являются хищниками, а луппиты – их добычей. Другие же представляли, будто это не их теория, а некоего Алекса. Перенестись мыслями на вымышленную планету – это хороший нейтральный способ абстрагироваться от реальных личных убеждений, посчитали исследователи.

Уяснив теорию, участники ознакомились с семью «фактами»: некоторые вроде бы служили ее подтверждением (например, ниффиты крупнее луппитов), а другие явно ей противоречили (кто-то видел, как луппиты пожирают мертвых ниффитов). После оглашения каждого факта участников просили оценить вероятность того, что теория верна. Оказалось, что если испытуемые представляли, будто теория хищных ниффитов принадлежит им, то они с большим упрямством сопротивлялись противоречащим ей фактам.

Эта спонтанная предвзятость была обнаружена и в других экспериментах, с отличающимися условиями. Например, существа могли именоваться иначе: дасситы и фоммиты. В одном случае опросы проходили в группе в лекционной аудитории, в других – имело место онлайн-тестирование. Дополнительно проверялось условие, по которому теория не конкретно Алексу принадлежит, а просто существует без привязки к субъекту, – так исследователи удостоверились, что предвзятость формируется именно в пользу собственной теории, а не против чьей-то еще.

Эффект проявил себя независимо от возраста или пола испытуемых (а их набралось несколько сотен), а также от их склонности к другим искажениям. С точки зрения статистики он оказался довольно умеренным, что в целом снижает его практическую значимость. Однако авторы исследования пишут о значимости теоретической: тот факт, что искажение удалось сформировать так легко, буквально с нуля, без предварительных знаний о предмете у участников, всего лишь попросив их воспользоваться воображением, «только подчеркивает, насколько в действительности чувствителен к самоусиливающимся искажениям человеческий разум».

Источник batrachospermum

Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырех категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырех категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

Об авторе pronzus