Статья непосредственно связана с игрой «Урбанистика», которая прошла по системе Украинского телевидения в 1982—1983 годах. Это был второй наш эксперимент такого рода. Первым была игра «Кибернетический фитотрон» (1980 г.)1 [1]. Начну с характеристики подхода, обозначив те проблемы, которые мы пытались решать, и те цели, которые стремились достичь, конструируя эти игры.
Первая цель – общеобразовательная. Обычно ее решают в чисто информативном плане – побольше знаний-справок, знаний-рецептов, жесткий программированный контроль усвоения-заучивания и т. д. То есть существующие системы образования, ориентирующиеся на естественные науки, формируют при этом тип Homo habilis – человека умелого, образованность которого отождествляется обычно с информированностью и развитостью механической памяти, хотя еще Гераклит утверждал, «что многознание уму не научает».
Вместе с тем в последнее время и по разным поводам все чаще предлагается вернуться к идеям и моделям классического образования, представление о котором стало складываться в XIV—XV веках (Гуарино Веронезе, Витторио да Фельтре).
Во всяком случае то, что в старину называлось «широтой взглядов», трансформировалось сегодня в понятие системного подхода [2], а умение «видеть за деревьями лес» называют теперь видением in general или «целокупным знанием» [3]. Что же касается области имитационных игр, в которых мы видим своего рода альтернативу механическому обучению, то вначале (в 50-е годы XX в.), когда их применяли в основном в школах бизнеса, о них говорили как о «деловых играх». Когда они распространились в школах и вузах, появился термин «учебная игра». Наконец, игры, о которых говорю я, следует, видимо, называть скорее «развивающими», что отвечает уже существующему в европейской культуре термину development education [4].
Культура личности, системность ее мышления, целостность знания – три свойства, которые необходимо, на мой взгляд, воспитывать в молодых людях эпохи НТР.
Вторая наша цель связана с преодолением чувства отчужденности, порождаемого перенаселенностью современных городов. Создав «Игротеку» на телевидении республики с 50-миллионным населением, мы стремились тем самым с каждым новым турниром сформировать клуб телезрителей по интересам и превратить его в средство сплочения и межличностного общения людей.
Разумеется, все это стало возможно лишь благодаря использованию достаточно мощной вычислительной техники. Мы использовали ЕС ЭВМ и язык ФОРТРАН.
Третья цель – профессиональная ориентация. Профессий сегодня тысячи, и требования к уровню общей культуры для овладения ими растут, в связи с чем развитие игр для юношества по ознакомлению с профессиями может существенно помочь в решении этой проблемы.
В ходе игры «Кибернетический фитотрон» мы вовлекали телезрителей в круг проблем растениеводства, экономики сельского хозяйства и охраны окружающей среды. В «Урбанистике», базируясь на комплексе наук о городах, знакомили с формированием искусственной среды обитания через призму ее связи с естественной средой, сохранением и облагораживанием последней [5].
Наконец, стояла перед нами и такая цель, как организация досуга граждан, их соревнования в знании, умении схватывать, осмысливать и решать новые задачи. Цитирую в этой связи письмо одного телеигрока: «Признаюсь, анкету выслал только потому, что телеигра относилась к сельскому хозяйству, а вот теперь, выполнив задание первого тура, думаю, что поступил хорошо. Ведь, чтобы проставить три колонки цифр, я с удовольствием занимался расчетами целый вечер».
В «Урбанистике» нами преследовалась и еще одна цель, пожалуй, основная в этой игре. Процесс урбанизации и индустриализация ведут нередко к такого рода издержкам (на что сетуют и специалисты, и население), когда в местах обитания во время строительства не учитываются региональные и национальные традиции и вкусы. С другой стороны (и с этого начались наши беседы с сотрудниками Управления генерального плана Киева), градостроители готовы и хотели бы, по возможности, учитывать их. Зачастую это даже не требует привлечения дополнительных средств. Но открытым при этом остается вопрос, как выявить эти вкусы и пожелания? Прямые опросы-анкеты на профессиональные темы, скорее всего, тут ничего не дадут, ибо возникает проблема языка. Все ли умеют читать графические и макетные материалы? Поэтому мы и обратились к идее имитационной игры как средству изучения и выявления общественного мнения на стадии предпроектирования; она была одобрена всеми специалистами, с которыми нам приходилось встречаться.
На рис. 1 приведена обычная схема имитационной игры с некоторой модификацией за счет ее телевизионности массовости.
Основу замысла составляет принцип индивидуальной игры, хотя ориентировались мы при этом на группы игроков, состоящих не менее чем из пяти человек (учеников одного класса, школы, работников совхоза, семьи патриархального типа и т. п.).
Работа с игроками в телетурнирах очень деликатна. Они не терпят никакого нажима, их нельзя наказать. Можно только журить и улыбаться! С другой стороны, возможно, именно ощущение полной независимости суждений и свобода выбора действий и привлекает людей к участию в игре.
Из 1100 телезрителей, приславших нам анкеты, более двухсот прошло весь двухгодичный цикл игры, что согласуется с коэффициентом отсева при всякого рода заочных конкурсах, лекториях со свободным посещением и т. п.
«Модель деятельности» определяется правилами игры, фантазией игроков и их общеобразовательным уровнем. Наши передачи, а их прошло двадцать, развивали и дополняли образ зодчего в их представлении. При этом им всякий раз рекомендовалась соответствующая литература для чтения.
Тонким моментом, особенно в данной игре, является «модель отклика» [6]. После привязки игры конкретно к проблемам Киевской агломерации мы остановились на модели отклика в форме совета экспертов. Ими стали сотрудники научно-исследовательских и проектных институтов Киева.
Естественно, что при таком масштабе турнира все делопроизводство-переписку – прием и обработку данных как от игроков, так и экспертов – мы возложили на машину. Она выдавала отчеты игрокам об их успехах и сведения о следующем туре. Для придания турнирам устойчивости мы ввели систему напоминаний игрокам, долго не присылавшим решений. Могли быть сбои и у почты. Лишь после второго напоминания игрок изгонялся, да и то с правом вернуться, попросив у машины извинения.
Применялись различные приемы «оживления» и «очеловечивания» контактов игроков с ЭВМ. Например, каждому печатался не только его адрес, но и комментарий к его ошибкам и промахам. На бланках отчетов по каждому туру печатались эпиграфы – на темы Киева (его истории и вида) или строки стихов о городе как таковом, столь характерные для искусства начала XX века. Но, конечно, основное в плане подобных контактов давали наши ежемесячные, по 45 мин, выходы в эфир.
Игры с моделью отклика типа группы экспертов называют контурными, или открытыми. Фактически мы, кибернетики, даем при этом их программное обеспечение. Конкретное же содержание, начинка игры – коллективное творчество наших экспертов. И тут я хочу особо отметить роль и заслуги кандидата архитектуры Л. П. Скорик, с которой мы провели весь цикл передач.
Структуризация проблемы, разъяснение сути дела и темы для игроков, как и ответы на их письма и вопросы – таков объем нагрузки на экспертов-архитекторов.
На рис. 2 схематически представлена игра «Урбанистика»:
1-й и 3-й этапы туров проводились как отдельные передачи, 2-й – за кадром. Мы понимали, каково рядовому телезрителю вдруг погрузиться в сложные градостроительные проблемы, да еще осмысленно, в письменном виде на них реагировать, предлагать свои мнения, оценки. Поэтому были сформированы три студийные команды: студентов-архитекторов Киевского художественного института, Инженерностроительного института и сборная телезрителей (лидеры турниров из числа киевлян). Члены этих команд не были специалистами, но не были и профанами. Они должны были «вести», провоцировать телезрителей к активности.
Так, на первых этапах каждого тура – после рассказа и показа по его теме кино, слайдов, фото, книг, схем, макетов – именно команды- студийцы начинали генерацию идей. Чем «безумнее», тем лучше! При этом нами предусматривалась шкала наград за идеи от 50 до 99 баллов, с возможным их удвоением или утроением (последнее в случае принятия идеи большинством). Однако нам вскоре пришлось увеличить оценки в 5-9 раз, так как от телезрителей приходили трактаты на 12—15 страницах с рисунками, схемами, ссылками на специальную литературу! Мы ждали от них свежих идей, а поразила нас скорее обстоятельность присылаемых ими проектов, чем новаторство.
Исходя из почты турнира, эксперты формулировали варианты решения, стремясь, чтобы они были грамотными и приемлемыми с точки зрения градостроительства. Этим мы страховали себя от принятия большинством голосов неудачного решения.
Дальше я буду рассматривать не схему игры, а конкретную ее постановку, наш телетурнир. Решение вынести на суд телезрителей проблемы развития именно Киева объясняется тем, что это один из крупнейших городов страны – столица республики с населением 2,5 млн. человек. В 1982 г. город отметил свой 1500-летний юбилей. Кроме того, нам проще и удобней было снимать здесь эпизоды-иллюстрации, необходимые для пояснений по ходу передач.
Современный Киев разросся до пояса лесов, его окружающих, которые должны быть сохранены. Поэтому стратегия дальнейшего развития города сводится к созданию отдельных ареалов расселения на хозяйственно-малоценных землях за лесными массивами, на расстоянии 20-40 км от Киева. Перечислим рассмотренные нами темы. Минусом отмечены туры, в которых мнения экспертов и большинства игроков разошлись.
Согласование мнений происходило в форме мини-турнира в студии и проводилось по упрощенным правилам, но опять же с целью подсказать телезрителям, что и как. Собственно выбор сводился к простому голосованию участников турнира. В каждом туре нами выделялись основные качества, которые комбинировались экспертами в предлагаемых вариантах, в соответствии с распределением мнений в почте турнира. Но осредняя, можно не заметить новых идей. Поэтому мы не давили нонконформизм игроков. Если кому-то не нравился ни один вариант, он просто не ставил свой плюс, но даже и в этом случае получал половину возможных баллов за выбор. Дав же толковые пояснения по поводу отрицательного выбора, мог наверстать остальное. Обоснование выбора-невыбора каждого варианта оценивалось особо.
Тур |
Тема тура |
Число вариантов |
Дружность выбора, % |
1 |
Выбор участка под застройку |
5 |
38 |
2 |
Генеральный план застройки |
5 |
38 |
3 |
Жилой район |
5 |
51 |
4 |
Центр жилого района |
4 |
44 |
5 |
Подземная урбанизация |
3 |
49 |
6 |
Инфраструктура города |
3 |
81 |
7 |
Садово-парковая зона |
4 |
47 |
8 |
Благоустройство города |
3 |
49 |
В 6-м туре мы опробовали новый подход. Предложили на выбор три типа города с гипертрофированным выделением какого-то одного качества в каждом. Так появились: 1) город пенсионеров (избыточный комфорт), 2) молодежный город (все условия и возможности проведения свободного времени), 3) город интеллектуалов (максимальное удовлетворение духовных, информационных запросов). Как видно из таблицы, 81% игроков предпочли при этом молодежно-танцевальный вариант, чем озадачили нас. Но, с другой стороны, этот выбор легко объясним, ибо более половины участников турнира – молодежь. Однако играло и много педагогов, рабочих, врачей, инженеров, строителей, сельских жителей, пенсионеров и т. д. Поэтому уже в следующем туре при выборе парка вариант парка на воде (луна-парк) – лучший по мнению экспертов – оказался третьим, а первым стал вариант «познавательного парка». И все же результаты нескольких туров (4, 5 и 8-го) выявили некоторый консерватизм вкусов большинства участников турнира.
Но одно свойство – экологическая чистота решений – проходило через все варианты: от 1-го тура, когда мы смотрели киноролики, снятые на участках, отобранных под будущую застройку, и до последнего (что, впрочем, и отвечало нашей цели – воспитанию у телезрителей экологического мышления). В этом мы следовали примеру Д. Н. Кавтарадзе [7], считая в то же время саму цель – фоновой. То есть как нечто само собой разумеющееся.
Из устной информации В. М. Ефимова (МГУ), по итогам его поездки в Шотландию, нам известно об The EDIT 515 Management Game, которая многократно проводилась там через газеты (с замыканием на сеть ЭВМ), охватив в целом тысячи участников. В нашей стране такую идею, на основе описываемых игр, начала пропагандировать газета «Советская молодежь» (Рига).
Ведение турниров через прессу, безусловно, позволило бы сочетать возможности телевидения по привлечению специалистов с массовостью аудитории, а также упростило бы решение проблемы устойчивости самого мероприятия. Ведь газету можно разыскать, перечитать, а телепередача прозвучала и ушла. Во всяком случае, этот резерв ведения игр заслуживает всяческого внимания.
Литература
-
См.: Л. Н. Иваненко. Имитационные игры в условиях массового эксперимента (принципы и практика). – Кибернетика, 1982, № 4; его же. Организация процессов разработки и ведения имитационных игр на телевидении. – В кн.: Всесоюзный семинар «Деловые игры и их программное обеспечение». Тезисы докладов. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1983.
-
См.: А. Холл. Опыт методологии для системотехники. М.: Советское радио, 1975.
-
См.: С. Л. Львов, Ю. А. Шрейдер. Не полное, но целостное.— Знание – сила, 1983, № 2.
-
См.: UNICEF—ISAGA Publication on Games for Development Education.— ISAGA (International Simulation and Gaming Association) newsletter, 1982, April, No: 36.
-
Cm.: L. N. Ivanenko. Letter from the USSR.— ISAGA newsletter, 1983, June, No: 39.
-
См.: P. Прюдом, Ж. Брюнетьер, Г. Дюпюи. Имитационные модели города. М.: Прогресс, 1979.
-
См.: Активные методы обучения в природоохранном образовании/Ред. Д. Н. Кавтарадзе. М.: Изд-во МГУ, 1982.
1 Иваненко Л. H.—научный сотрудник Института кибернетики им. В. М. Глушкова АН Украинской ССР (г. Киев)
P.S. Так вот в СССР создавали эффективные средства доступа граждан к информации, градостроительной и экологической, и для участия общественности в управлении своим городом. Бесклассовое общество в этом кровно заинтересован и гибнет от увеличения доли живущих только «своим мирком и домком» (собсвтенно, это и есть демократия). А когда СССР погиб, «Урбанистика» кончилась — автор по примеру многих интеллигентов перековался и стал писать об «украинстве» и «ужасах тоталитарного совка», а новое общество заинтересовано, наоборот, в максимальном отстранении демоса от власти.
С другой стороны, «Урбанистика» — хороший пример, что всё позитивное в государственном строительстве украинской нации, от развития науки и техники до объединения всех украинцев в одном государстве, делалось под флагом УССР. А вот под жёлто-голубым флагом ничего позитивного в плане госстроительства не получается — только кровопускания инородцам и инакомыслящим. Уже в третий раз после Петлюры и Бандеры, а четвёртому не бывать…
К другим республикам это тоже относится — см. литовский пример конструирования урбосреды для людей, а не бизнеса, как сейчас.