Работа Urban Institute проливает свет на изменение материального положения трудящихся американцев, путем исследования их потребительских расходов, изменений пенсионных накоплений, семейного бюджета.
Так, уже в 2010 году, 20% американских семей (в 2007 году только 16%) жили в бедности. По сравнению с другими слоями американского общества, они гораздо чаще прибегали к сокращению пенсионных начислений, многие были вынуждены покинуть свои дома из-за недоступности для этих слоев ипотечных выплат и т.д.
Особый интерес заключается в сравнении нынешней рецессии с предыдущими, тем более, в условиях хорошо известного для американской социологии разницы процессов накопления капитала и имущества в зависимости от расово-этнической принадлежности и возраста.
В работе прослеживается влияние нынешней рецессии на материальное положение семей, исходя из следующих моментов:
- В контексте «жизненного цикла» накопления;
- В отношение ведущих эконом.циклов;
- В отношении разного рода имуществ и вида капитала;
- В зависимости от образования и других социоэкономических факторов.
Согласно исследованию, рецессия сократила, в среднем, доход американских семей на 28,5%, что в 2 раза больше чем любая рецессия до этого. Наиболее серьёзно депрессия отозвалась на положении цветных и молодых семей.
Потери, в % от уровня материального положения
Белые |
Испаноязычные |
Афроамериканцы |
-26,2% |
-44,3% |
-47,6% |
Медиана потерь, в %
Белые |
Испаноязычные |
Афроамериканцы |
-10% – -13% |
-44% – -50% |
-31% – -34% |
Другие источники дают несколько другой разброс |
||
-12% – -26% |
-61% – -66% |
-21% – -53% |
Сравнение с более ранними рецессиями даёт следующий результат: уровень материального положения в нынешнюю рецессию упал на 28%, по сравнению с 5% в 1990-1991 годах и 6% в 2001 году. С учетом таблиц выше, можно сказать, что удар в каждом случае приходился на «не белые» группы населения США (кроме азиатов – выходцев из Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока), их положение в каждом случае было хуже (в последнем – просто катастрофическое). Среди последних было больше бедных, прослойка которых росла с каждой рецессией. В целом это объясняется большей долей рабочего класса и шире – низко оплачиваемых трудящихся, служащих, как государственного, так и частного секторов. Интересно отметить, что влияние возраста, по ряду источников, не сильно сказалось: согласно цитируемым в работе исследованиям, возрастная группа 55 – 64 года потеряла всего на 4% меньше, чем те, кто моложе 35 лет (особая зона риска, как из-за безработицы и ряда других факторов, так и из-за больших долгов по ипотекам и образовательным кредитам).
Уточненные данные представлены ниже.
Рис.1
Из Рис.1 видно, что более молодые поколения, пожалуй, впервые после 2 мировой войны, будут жить хуже, чем более старые.
Рис.2
Как видно, разница в материальном положении – просто убийственна. Причем, если разброс у испаноязычных объясняется меньшей выборкой и изменениями численности, особенно резким за последнее время, то в отношение афроамериканцев такого сказать нельзя. «Средний афро», под конец жизни, более чем в 5 раз беднее «среднего белого», а в 40-50 лет – в 3,5 раза.
Равенство возможностей и стартовых условий? Позитивная дискриминация? Данные показывают, что это не более чем завлекательная чушь, не имеющая отношения к действительности. Данные говорят о том, что единственно на кого это оказало серьёзное положительное воздействие – это немногочисленные представители цветной буржуазии и средних слоёв. Позитивная дискриминация позволила им расширить своё представительство в национальной буржуазии, среди мелкой буржуазии и интеллигенции, кроме того – фактически подчинить себе «свои общины». Впрочем, тот же Никсон, никогда не скрывал, зачем ему нужна «черная» буржуазия.
Характерно, что в то время, когда произошло падение всех показателей материального достатка, «равенство в бизнесе» выросло на 76,5% для афроамериканцев (см. Table2, указанного отчета, колонка Nonfinancial Assets / Ln (business equity) ).
Из таблицы так же видно, что для возрастных категорий падение материального уровня имеет существенную разницу в 1,5 – 2 раза, причем молодые оказываются в более уязвимом положении, чем более возрастные поколения. Влияют, безусловно, многие факторы: безработица, урезание пособий, урезания пенсий и пенсионных отчислений, большие кредиты и % по ним (образование, ипотека и т.д.), но – в основе многих этих факторов форменный разгром «государства социального благосостояния», учиненный в США за последние 20 лет (прямо после развала СССР).
Выводы работы во многом банальны: «чужие» и «будущие», нацменьшинства и молодежь, вот кто более всех пострадал во время «Великой Рецессии», и, что так же необходимо заметить, они и не были до этого основными «выгодополучателями», не стали таковыми и сейчас, не смотря на некоторое восстановление на рынке. Попытки правительства США, через ряд программ (SNAP и TANF – продуктовая и временная денежная помощь нуждающимся семьям), выправить положение – результатов не дают, в частности из-за того, что резко занижается порог оказываемой помощи (это при том, что TANF получают более 45 млн. американцев – нуждающихся в ней в 1,5 – 2 раза больше). Тоже можно сказать про налоговые льготы, схемы возврата налогов для корпораций и прочее – они просто в очередной раз позволяют экономить крупным собственникам, а нуждающимся – не особо помогают.
Равенство для избранных, угнетаемые нац.меньшинства, потерянные поколения, обогащение богатой верхушки – пока капитализм жив и чувствует себя хорошо, других результатов не будет и потуги США исправить ситуацию и «уравнять шансы» делают это только ещё более выпуклыми.