Ясени гибнут. Кто виноват и что делать?

Международная торговля угрожает биоразнообразию не только прямо, но и косвенно, ибо интенсифицирует завоз чужеродных видов, способные стать инвазионно опасными, создавать экологические и хозяйственные проблемы на новой родине. Сейчас она его...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Признаки поражения дерева изумрудной ясеневой златкой

Признаки поражения дерева изумрудной ясеневой златкой

Я писал, что международная торговля угрожает биоразнообразию напрямую — настолько интенсифицирует добычу объектов торговли и продажу их за рубеж, что популяции подрываются и/или разрушается биоценоз, в котором существуют аборигенные виды. Однако она же угрожает и косвенно, ибо интенсифицирует завоз чужеродных видов, способные стать инвазионно опасными, создавать экоогические и хозяйственные проблемы на новой родине. Сейчас она его интенсифицировала настолько, что местные экосистемы не справляются с агрессивными вселенцами, особенно на староосвоенных территориях, где они частью нарушены, а частью изменены человеком.

Показательный пример — массовая гибель  ясеней в Москве и области, см. статью М. Я. Орловой-Беньковской:

«В Московской области наблюдается массовая гибель ясеней из-за поражения инвазивным стволовым вредителем — ясеневой изумрудной узкотелой златкой Agrilus planipennis. Этот жук происходит из Восточной Азии (Китай, Тайвань, Япония, Монголия, Корея, Приморский край). Предполагают, что он был случайно завезен в начале девяностых годов с саженцами или с тарой из неочищенной древесины (Ижевский, Мозолевская, 2008). Личинки  A.  planipennis развиваются в камбии и лубе, в результате чего кора отслаивается. Дерево, из которого выплодились жуки, можно узнать по D–образным лётным отверстиям на стволе и извилистым толстым ходам под корой. Часто гибнущие ясени дают корневую поросль. Первые годы она сохраняется, т. к. златка не может развиваться в тонких побегах. Но как только побеги достигают толщины 5–10 см, златка их тоже атакует.

Ясень с корневой порослью, водяными побегами и усохшей верхушкой.

Ясень с корневой порослью, водяными побегами и усохшей верхушкой. Источник

A.  planipennis считается одним из самых опасных лесных вредителей в мире. Его инвазия в Северную Америку привела к гибели 53 миллионов деревьев. Ежегодный ущерб в США превышает 1,3 млрд.  долларов (Emerald…, 2014). В Западной Европе златке присвоен максимальный карантинный статус. Но в нашей стране она до сих пор не внесена в перечень объектов карантина растений. Как только златка была найдена в  Европейской России, энтомологи обратились в Россельхознадзор с просьбой о ее внесении в этот перечень и уничтожении очагов.

К сожалению, мнение специалистов проигнорировали, и вредитель продолжил беспрепятственно размножаться и расселяться. Сейчас подавляющее большинство ясеней в Москве и Московской области погибли или погибают. Ясень занимал пятое место по численности среди древесных пород в столице, поэтому гибель деревьев нанесла большой ущерб экономике и экологии города.До 2011 г. считалось, что златка распространена только в Москве и ее ближайших окрестностях. Однако в 2012 г. вредитель был найден в Смоленской, Тульской и Калужской областях, а в 2013 г —  в Тверской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Орловской, Воронежской и Ярославской областях (Орлова-Беньковская, 2013а;  Баранчиков, 2013; Orlova-Bienkowskaja, 2014). В Тульской области ясени сохнут не только в городских и придорожных посадках, но и в лесах (Straw et al., 2013). Самостоятельно златка расселяется медленно: не далее, чем на 750 метров за одно поколение (Poland, McCullough, 2006). Поэтому очевидно, что быстрое распространение вредителя по Европейской России связано с переносом людьми. Механизм этого переноса пока не установлен.

Самый удаленный пункт обнаружения златки  —  Воронеж — находится на расстоянии более 450 км от Москвы. Там найден один очаг: 58 усыхающих деревьев с лётными отверстиями в парке ДК имени Коминтерна. В одном из отверстий на стволе найден погибший жук. За пределами Московской области поражение ясеней носит в основном очаговый характер. Однако, если не уничтожить эти очаги, то через несколько лет ситуация может стать такой же, как в Москве. В Мичигане и в Москве со времени гибели первого дерева до сплошного поражения ясеней прошло 6–7 лет (Орлова-Беньковская, 2013а, Siegert et al., 2014).

Для всех ли видов ясеня опасна златка? В Америке она уничтожает ясени всех местных видов (Emerald  ash  borer website, 2014). В Азии, она атакует F. mandshurica, но практически не наносит вреда F. chinensis и F. rhynchophylla (Wei et al., 2007).  В Европейской России златку до недавнего времени находили преимущественно на американском виде  F. pennsylvanica. Поэтому существовала надежда, что аборигенный ясень F. excelsior не столь подвержен заражению. Однако и мои собственные наблюдения и данные других исследователей (Майоров и др., 2012) показывают, что F. excelsior тоже гибнет.

Общая площадь ясеневых насаждений в европейской России составляет почти 150 тыс. га с запасом древесины около 3,5 млн. м3 (Государственный доклад…, 2005), и все эти насаждения находятся под угрозой поражения. Большую опасность представляет проникновение златки в лесостепную и степную зоны, где ясень высаживают в лесополосах. Одновременная гибель лесополос на большом протяжении может привести к эрозии почв. Еще одна грозящая опасность —  проникновение златки на Кавказ, где ясень одна из основных древесных пород.

Ежемесячный сбор личинок из-под коры в течение одного года  позволил выявить ряд различий между развитием A. planipennis в Москве и в естественном ареале, в Китае. Во-первых, в Китае A. planipennis обычно развивается за один год, реже за два года (Wei et al., 2007), а в Москве — за два или три года. Во-вторых, В Москве личинки последнего возраста на 20–30% мельче, чем в Китае. В-третьих, промеры головной капсулы и урогомфов показывают, что личинка за время своего развития линяет не 4, как в Китае, а 5 раз. Наконец, в Китае личинки проделывают под корой правильные зигзагообразные ходы, а в Москве — извилистые ходы неправильной формы.

Вторжение A. planipennis в центральную Россию привело к массовому ослаблению ясеней и вызывало инвазионный обвал, то есть цепную реакцию появления других чужеродных видов. На пораженных ясенях появились сопутствующие дендрофильные насекомые, которых здесь не было раньше, в частности, златка  Agrilus convexicollis (Orlova-Bienkowskaja,  Volkovitsh, 2014)  и усач  Tetrops  starkii (Орлова-Беньковская, 2013б).  Это редкие европейские виды, которые развиваются на сухих ветках ясеней. В  Европейской России они были отмечены только на юге. Несколько лет назад они появились в средней полосе европейской части, причем исключительно на ясенях, поврежденных A. planipennis. Инвазионный обвал — хорошо известное явление, но обычно вселенцы проникают из одного региона (Simberloff, Von  Holle, 1999). В данном случае виды вселились из разных регионов: ключевой вид  A.planipennis происходит из Азии, а вторичные вселенцы — A. convexicollis и T. starkii — из Европы.

Важнейшим фактором, регулирующим численность стволовых вредителей в природе, являются наездники-паразитоиды, то есть насекомые, личинки которых уничтожают личинок вредителей. Известны азиатские и американские паразитоиды, поражающие ясеневую златку. Считалось, что популяция златки в центральной России свободна от паразитоидов. Теперь установлено, что на личинках златки развивается наездник  Spathius polonicus (Hymenoptera: Braconidae: Doryctinae) (Orlova-Bienkowskaja, Belokobylskij, 2014). 82 экземпляра  S.  polonicus были обнаружены на остатках личинок A. planipennis в пяти пунктах Московской области с октября 2013 по май 2014 г.

S.polonicus — довольно редкий, но широко распространенный вид, развивающийся на личинках различных златок. Он отмечен в Западной, Центральной и Восточной Европе, Закавказье, Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Западной Сибири. В европейской части России он раньше был отмечен только на юго-востоке: в Волгоградской области. В средней полосе Европейской России он зарегистрирован впервые. Уровень паразитизма достаточно высок: из 54 личинок златки старшего возраста, собранных под корой, 30 были поражены паразитоидами. Необходимо изучить экологию и жизненный цикл использование для биологической борьбы со златкой. Традиционные химические методы борьбы не дают необходимого результата  и не позволяют остановить дальнейшее распространение вредителя. Единственным способом уничтожения златки на данный момент остается уничтожение пораженных деревьев.

Чужеродный вредитель уже акклиматизировался в Центральной России, и полностью искоренить его невозможно. Но нужно хотя бы свести ущерб к минимуму. Во-первых, в столице до сих пор высаживают F. pennsylvanica. Нужно прекратить эту пустую трату денег, т. к. деревья все равно обречены. Во-вторых, осмотр деревьев в десятках населенных пунктов  Европейской России был проведен силами всего нескольких исследователей и дает лишь приблизительное представление об ареале вредителя. Следует провести крупномасштабный осмотр ясеней по всей европейской части, чтобы точно установить границы ареала златки. Если будут установлены границы ареала, то можно будет проводить карантинные мероприятия по предотвращению дальнейшего расселения. В-третьих, необходимо уничтожить очаги вредителя в тех городах, где поражение носит очаговый характер. Наконец, необходимо изучить экологию и биологию златки, а также ее паразитоидов, т. к. только на этой основе можно разрабатывать меры контроля ее численности. Не смотря на огромный экономический ущерб, причиняемый златкой, она по-прежнему плохо изучена.

Пример ясеневой златки показывает, что невнимание к вопросам биологических инвазий оборачивается колоссальными убытками.

Государство должно выделять деньги на своевременное выявление чужеродных вредителей и борьбу с ними.

Литература

Баранчиков Ю.Н. 2013. EAB —  ведущая аббревиатура в Европейской лесозащите в первой половине текущего столетия  //  VII чтения памяти О. А. Катаева: Санкт-Петербург, 2013 г.: 8–9.

Ижевский С.С., Мозолевская Е.Г. 2008. Изумрудная узкотелая златка (Agrilus  planipennis Fairmaire) на Московских ясенях // Рос. журн. биол. инвазий, 1: 20–25.

Майоров С.Р., Бочкин В.Д., Насимович Ю.А., Щербаков А.В. 2012. Адвентивная флора Москвы и Московской области. М.: КМК.Emerald ash borer website. 2014 // (http://www.emeraldashborer. info). Проверено 1.07.2014.

Орлова-Беньковская М.Я. 2013а.  Резкое расширение ареала вредителя ясеня Agrilus planipennis Fairmaire, 1888 (Coleoptera: Buprestidae) в Европейской России // Энтомол. обозрение 92(4): 710–715.

Орлова-Беньковская М.Я. 2013б. Tetrops starkii (Coleoptera: Cerambycidae) и Agrilus convexicollis (Coleoptera: Buprestidae) —  вредители ясеня, сопутствующие ясеневной изумрудной узкотелой златке // Материалы международной конференции VII чтения памяти О.А. Катаева Вредители и болезни  древесных растений России Санкт-Петербург, СПбГЛТУ, 25–27 ноября 2013 г. 67–68.

Orlova-Bienkowskaja M.J. 2014. Ashes in Europe are in danger: the invasive range of Agrilus planipennis in European Russia is expanding // Biol. Invasions. 16(7): 1345–1349.

Orlova-Bienkowskaja M.J., Volkovitsh M.G. 2014. Can the non-indigenous pest invasion promote the spread of indigenous species? Range expansion of Agrilus convexicollis in European Russia expedited by the invasion of emerald ash borer, Agrilus planipennis (Coleoptera: Buprestidae) // Biol. Invasions (в печати).

Orlova-Bienkowskaja M.J., Belokobylskij  S.A.  2014. Discovery of the first European parasitoid of the emerald ash borer  Agrilus planipennis Fairmaire (Coleoptera: Buprestidae) // Eur.  J. Entomol. (in press).

Poland T.M., McCullough D.G. 2006. Emerald ash borer: invasion of the urban forest and the threat to North America’s ash resource // Journal of Forestry 104(3): 118–124.

Siegert N.W., McCullough, D.G., Liebhold A.M., Telewski F.W. 2014. Dendrochronological reconstruction of the epicentre and early spread of emerald ash borer in North America // Diversity and Distributions (online-first).

Simberloff D., Von Holle B. 1999. Positive interactions of nonindigenous species: invasional meltdown? // Biol. invasions 1, 1: 21–32.

Straw N.A., Williams D.T., Kulinich O., Gninenko Y.I., 2013. Distribution, Impact and Rate of Spread of Emerald Ash Borer Agrilus planipennis (Coleoptera: Buprestidae) in the Moscow Region of Russia // Forestry. 86: 515–522.

Wei X., Wu Y.U.N., Reardon R., Sun T.H., Lu M., Sun J.H., 2007. Biology and damage traits of emerald ash borer (Agrilus planipennis Fairmaire) in China // Insect Sci. 14(5): 367–373″.

Источник: «Инвазионная биология: современное состояние и перспективы». Материалы рабочего совещания. Москва: Макс пресс, 2014. С.119-124

Об авторе wolf_kitses