Не прошло и ста лет — борьба с наступлением Сахары

Для борьбы с опустыниванием и наступлением Сахары, на самом высоком, ООНвском уровне было принято решение взяться по-серьёзному за «строительство...

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

great-greenwall

Кристо Аргириди

Для борьбы с опустыниванием и наступлением Сахары, на самом высоком, ООНвском уровне было принято решение взяться по-серьёзному за «строительство Великой Зеленой стены». Её длина должна составить около 7 тыс. км, она должна протянуться от Сенегала в Западной Африке, до Джибути в Восточной. Причина, по которой международное сообщество озаботилось проблемой опустынивания и недостаточностью усилий предпринимаемых для борьбы с ним — катастрофические прогнозы.

0_4cfdf8_522b7485_orig

Страны участвующие в постройке стены

Согласно прогнозам, если оставить проблему так, как она есть, к 2025 году будет потеряно 2/3 пахотных земель африканского континента (50 млн. гектар), к перемене мест будет принуждено 60 млн. африканцев. Такое переселение народов приведет только к одному: политическая нестабильность, гражданские войны, голод и массовая нищета на и так довольно бедном континенте. Конечно же, этой ситуацией воспользуются группы типа Боко Харам, так что впереди континент может ждать самый натуральный ад.

Поэтому, было принято решение спасать континент. Кроме того, массовые лесопосадки, как утверждают эксперты, будут способствовать увеличению занятости среди молодежи, что представляется критически важно для сохранения политической стабильности региона. Впрочем, именно политическая стабильность положена в основу преобразования и планов ООН. Как заявила Камила Нордхейм-Ларсен, глава Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием:

«Великая Зеленая стена — это больше чем высаживание деревьев, это возможность умиротворения сообществ и разработки проектов устойчивого развития, чтобы дать молодёжи возможность остаться».

Кто же финансирует такое «благое дело»? Согласно имеющимся данным, Франция и Всемирный банк уже готовы выделить 4 млрд. $ под этот проект. Критики проекта сразу же стали говорить, что он слишком зависит от внешних заимствований, а значит, потенциально, будет развиваться не так, как необходимо местным сообществам, а так, как это видят, в первую очередь, иностранные государства, ассигнующие средства. Правда, согласно некоторым организациям (например, OSS, наблюдающей за состоянием Сахары и Сахеля), местные жители поддерживают проект, так как проект был предложен самими африканскими странами.

0_4cfdf9_c2d2dc71_orig

Сенегал, постройка стены

Примерно 15% от всего объема необходимых деревьев будет посажено непосредственно в Сенегале, в то время как в Буркина Фасо, Мали и Нигере будет сделан упор на кустарник. Представитель ООНской FAO так же заявила, что это «мобилизует людей, которые в центре борьбы за восстановление земель».

Всё бы хорошо, вот только, как известно, ни одна из поставленных ООН амбициозных целей, в заявленный срок обычно не достигается. Во многом именно потому, что достижение целей — искоренение бедности, например — оказывается до некоторой степени противоположно интересам верхушек стран, которые участвуют в этом (которые под эти цели быстро проводят свои, начиная от усиления влияния на государства, получающие помощь, до захвата рынков стран, куда отправляются гуманитарные грузы, авансируются средства и т. д.), так и более крупных международных структур. Либо, что является не менее редким, цели меняются во время исполнения, трактуются по-другому разными участниками процесса и т. д.

Создание зеленого пояса служит с одной стороны цели спасения пахотных земель от опустынивания, но, с другой стороны, и это основная цель — это политическое умиротворение довольно опасного региона, «зоны Сахеля», где много скрытых и непогашенных этнических конфликтов, многие из которых реанимированы климатическими изменениями, сокращением пастбищ (столкновения скотоводов и земледельческого населения в Нигерии учащается с каждым годом), ухудшением материального положения сельского населения, чьим традиционным занятием является сельское хозяйство.

0_4c39d5_2af642f6_orig

Частота столкновений в Нигерии с 1997 по 2011 годы Частота столкновений в Нигерии с 1997 по 2015 годы. Увеличение частоты столкновений видно невооруженным взглядом, основная масса их приходится на последние 4-5 лет

Кроме непосредственной политической задачи умиротворения, стоит задача сокращения и задержки миграции, для чего надо дать работу высвобождающемуся из сельского хозяйства населения. В Европе — это была городская промышленность, в Африке ООН идет по другому пути — пытается сохранить мелко-собственническое сельское хозяйство, но не развивать промышленность, которая отдается на откуп крупным корпорациям (в первую очередь ТНК) и местной олигархии. Таким образом, задержка миграции в города, будет способствовать, по мысли ООН, оставлению у власти (и их медленным изменениям) тех режимов, что есть сейчас, со всеми их прелестями, с другой стороны — от аграрного перенаселения ещё ни одно общество не спаслось, так что рано или поздно в африканском Сахеле, странах южнее Сахары и других — просто бомбанет. Проблема в том, что перекос в промышленном развитии не позволит сразу же аккумулировать значимую часть молодежи, что запускает миграцию заново, но, возможно, уже в более худших экономических и социальных условиях.

Решение ООН — это не решение политических проблем региона, в лучшем случае получится остановить опустынивание (хотя есть сомнения, зная об их прежнем опыте). Решение политических проблем региона невозможно без сбрасывания со своих плеч зависимости (вплоть до утраты независимости страны) от иностранных ТНК, крупнейших мировых фин.корпораций (преимущественно из таких стран как США или Франция с Британией, куда сейчас добавился ещё Китай), местной олигархической верхушки и международных агентств. Интересно, как это собираются делать без революционных потрясений?

Источник beyondraceandreligion

Об авторе pronzus