Да начнутся Игры

Олимпиада в Рио до края наполнена раздутыми обещаниями и неолиберализмом, ставшими ныне вечными спутниками Игр.

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

byanz-runjk

 Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро 2016 года начнутся в следующем месяце, и подготовка к ним превращается в полный кошмар. Пару недель назад изуродованные куски тела выбросило на пляж города Копакабана всего в паре метров от олимпийского поля для пляжного волейбола. До этого бразильские военные застрелили Джуму – ягуара, которого специально поймали и выставляли для привлечение внимания к играм во время эстафеты олимпийского огня.

Эти ужасные события должны были зловеще выделить эти игры из прочих.

Но Рио-2016 просто расширяет практики, ставшие привычными для Олимпийских игр XII века.

Убийство Джумы стало точной и мрачной метафорой рабочих, застрявших в сегодняшних олимпийских городах: живые существа, заточённые для службы милитаристскому спектаклю ради обогащения и без того богатых. Олимпиада – золотая жила для правящего класса, и Рио показывает нам это в самой неприкрытой форме.

Не протолкнуться

С 1980-ых годов, а то и раньше, Олимпиада – это большой бизнес. Корпорации-спонсоры приползают к олимпийским стадионам, чтобы погреться в лучах пяти колец.

NBC отдала более 4,4 млрд долларов за возможность транслировать Олимпийские игры с 2014-го по 2020-ый, а недавно доплатила 7,65 млрд, чтобы продлить контракт до 2032 года. Сеть уже установила рекордный доход в один миллиард долларов от рекламы на этой летней олимпиаде.

Местные строительные фирмы, связанные с Играми, тоже получают огромные доходы. Олимпиада — это в первую очередь недвижимость, а не рабочие места, туристы или дразнящее ложными надеждами «наследие» — популярные приманки, чтобы продать игры подороже. Общество платит за дорогие планы развития, наполняя банковские счета частных юридических лиц. Кристофер Гаффни, географ-урбанист, говорит:

«вялые олимпийские мантры, забирающиеся на пьедестал спортсмены-суперзвезды, стадионы и обещания о наследии — просто декорации для реальной политики городского развития».

Олимпиада создает уникальную ситуацию, подобие «доктрины качка», когда элиты могут управлять городом с необычайной скоростью и лёгкостью. В 2012 году мэр Рио Эдуардо Паес сказал (в шутку, видимо):

«Олимпийский игры — просто замечательный предлог! Я могу использовать его для оправдания всего, что угодно, относится оно к играм или нет».

Аэрофотоснимок волейбольной арены в Копакабане в июне

Аэрофотоснимок волейбольной арены в Копакабане в июне

Возьмем олимпийское поле для гольфа в Рио, наглое перемещение общественных ресурсов в частные карманы. Мэр Паес помог расположить поле в богатом западном пригороде Рио Барра да Тиджука, на чём немало нажился застройщик-миллиардер Паскаль Мауро. Во время рождественских праздников в 2012 году Паес созвал экстренное заседание, чтобы утвердить закон, которые позволяет Мауро строить поле в заповеднике Марапенди – доме для множества видов, находящихся под угрозой исчезновения, — а также окружить это поле кольцом из 140 люксовых кондоминиумов. За поле Мауро заплатил 20-30 миллионов долларов, каждый кондоминиум он может продать за 2 или более миллиона.

Для того, чтобы оценить масштабы прибыли, калькулятор излишен. И, спасибо Паесу, докучливые доклады о влиянии на окружающую среду и общественные слушания не замедлили проект. Он нёсся на всех парах для мэра и его дружков.

Добро пожаловать в ад

Перераспределение земли также грубо вытесняет рабочую бедноту. К Олимпийским играм в Пекине в 2008 году около полутора миллионов человек потеряло свои жилища. С тех пор как  Рио выиграло Олимпиаду в 2009 г., |более 27 тысяч человек было выселено], чтобы освободить пространство для Игр.

img_29631-750x563С августа по декабрь 2015-го я часто посещал Вила Автодромо, фавелу, которой не повезло оказать рядом с местом планируемой постройки олимпийского парка. Было принято решение о её сносе.

Антиолимпийские граффити были везде. На белой стене, которая разделяла фавелу от стройки, кто-то нацарапал «OLIM(PIADA)» — «piada» по-португальски означает «шутка».

Несмотря на сильное сопротивление, фавела всё-таки была зачищена. Из шестисот семей, которые в ней жили, лишь около двадцати получили разрешение остаться в реконструированных домах.

Стена исчезла, но граффити осталось: «Апартеид» написано краской из баллончика около антиолимпийских наклеек, называющие Рио 2016 «Играми исключения».

Даже районы, которые пережили строительный бум, столкнуться с косвенным эффектом всех олимпиад, проходивших после событий 11 сентября: усиленной милитаризацией публичной сферы. Города наращивают количество бронежилетов на душу населения для охраны олимпийского спектакля.

Оправдываясь угрозой терроризма, они могут использовать весь арсенал, чтобы подавлять несогласных. Во время Зимних Олимпийских Игры в Ванкувере в 2010 году Горд Хилл – индейский активист из народа квакиутл – описывал это как «полицейское вымогательство от правящего класса».

Двадцать семь тысяч сотрудников охраны – в два раза больше, чем во время Олимпийских Игр в Лондоне – заполонят улицы и фавелы Рио. А в Бразилии это особенно настораживает. Начиная с официального избрания Рио городом Олимпиады семь лет назад, полиция Рио убила более двух с половиной тысяч человек. Amnesty International недавно объявила, что сотрудники правоохранительных органов в Бразилии причастны к каждому пятому убийству.

Огромное число этих жертв — около 80 процентов — цветные. Полиция Рио выполняет расовое профилирование с самоотверженностью олимпийских атлетов.

А благодаря серьезному сокращению бюджета полицейские находятся в плохом настроении. На прошлой недели группа недовольных копов встречала прибывающих в Рио с плакатом, на котором было написано «Добро пожаловать в Ад: полиция и пожарные не получают зарплату; тот, кто приезжает в Рио-де-Жанейро, не будет в безопасности».

Гринвошинг

Последнее клише, на этой Олимпиаде выходящее за все рамки – это неумолкающие фантастические обещания городских властей относительно окружающей среды, в итоге остающиеся обещаниями.

Власти Рио обязались очистить водные пространства. И тем не менее залив Гуанабара, где будут проходить соревнования по парусному спорту и виндсерфингу, полон патогенов. Все пять водосборников показывают опасный уровень неочищенных сточных вод.

Организаторы Олимпиады в Рио не смогли выполнить ни одно свое обещание, касающееся экологии: нет чистых водных путей, нет увеличения доли общественного транспорта, которое позволит снизить загрязнение воздуха, и нет улучшений в фавелах.

Рабочие готовят волейбольную арену в Копакабане

Рабочие готовят волейбольную арену в Копакабане

Спортсмены на Рио-2016, первых олимпийских играх в Южной Америке, будут ослеплены, но мы не должны давать ослепить и себя. За мерцающим олимпийским холстом таится латунный кулак классового конфликта. Так да начнутся же эти игры.

Источник ВКонтакте

Оригинал Jacobin

Об авторе pronzus