Следуй за нами!
Последние новости
- Ещё про гены и поведение
05.12.2024 @ 21:34 | Отзывов нет - Территориальная охрана природы в XXI веке
18.11.2024 @ 17:08 | Отзывов нетЧеловечество скоро определит новую эру для природы [в смысле, новые условия её сосуществования с нами], в ходе которой попробует трансформировать десятилетия безуспешных [не оправдавших ожиданий] реакций на глобальный кризис биоразнообразия [в что-нибудь более приличное]. Усилия в области территориальной охраны природы [area-based, т.е. ...
Читать - Фавелы, геджеконду, «нахаловки»: сквоттерские поселения в городах развивающихся и постсоветских стран
13.11.2024 @ 12:37 | Отзывов нетВ данной статье проанализированы ключевые концепции и темы исследований по проблеме сквоттерских поселений в городах развивающихся и постсоветских стран (в том числе в российских городах). По результатам анализа литературы выделены три этапа в изучении сквоттерских поселений в развивающихся странах: (1) 1950-е – первая половина 1960-х гг. – период господства...
Читать
- Ещё про гены и поведение
-
Науки о человеке и обществе - архив
-
Сигналы-стимулы и активация стереотипов
Опубликовано 20.11.2013 | Комментариев нетЭтологам в плане популяризации выигрышней всего рассказывать про сигналы-символы (англ.referential signals). Поскольку они – конечный этап эволюции систем коммуникации животных от телодвижений силовой борьбы в сторону их всё большей семантизации и типологической определённости форм демонстраций, складывающихся из этих телодвижений. Они выделяются по набору характеристик, наличие которых отличает их от другой, более примитивной категории средств коммуникации – сигналов-стимулов: -
Об агрессии
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нетАгрессия служит социальным отношениям, она защищает их. Она проявляется всегда, когда связи находятся под угрозой, когда они не развиваются позитивно или отсутствуют. Люди, которые видят угрозу важным для них отношениям, лишённые доверия или исключённые из общества, реагируют на эти обстоятельства проявлением агрессии. Одно из последних исследований в этой области принадлежит Рагнару Биру из института психологии в Гёттингене. В ходе масштабных исследований ему удалось доказать, что большинство людей, столкнувшихся с серьёзной угрозой их отношениям с партнёром, реагируют на неё проявлением агрессии. О чувстве гнева в этих ситуациях говорили 72% женщин и 49% мужчин, о повышенной раздражительности – 67% женщин и 56% мужчин, о ненависти – 22% женщин и 13% мужчин. -
Биологическое и социальное
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нетГоворя о соотношении биологического и социального, уместно применить аналогию с управлением со стороны организма химическими реакциями, которые идут в живом. Это самые обычные химические реакции, ничего эксклюзивного; но в биосистемах они идут не до состояния равновесия, а субстрат направленно преобразуется в конечный продукт, и реакции в живом идут в более мягких условиях, чем те же процессы в неживой природе. Меньшие нужны температуры, давления, и т.д. -
Пять причин быть неверующим
Опубликовано 08.11.2013 | Комментариев нет«Австрийский естествоиспытатель Рейшек, проведший на Новой Зеландии безвыездно свыше 10 лет, рассказывает, между прочим, следующий эпизод: «В бытность свою в King Country, на территории маори, где раньше меня, как я думал, не ступала нога белого человека, я заметил, к своему удивлению, остатки европейских поселений, и спросил короля [маори], откуда могли взяться эти развалины в области, куда доступ европейцев был категорически запрещён. Он поведал мне следующую историю: - Однажды пришёл к нам мирный человек, миссионер. Мой отец и все мы полюбили его, так как он никому не делал зла и помогал плохим людям исправляться. Мы жили с ним мирно и научились у него многим хорошим вещам. Потом пришёл второй миссионер: он стал нам говорить о боге не то, что говорил первый, и утверждал, что его бог лучше, чем бог первого миссионера. У него тоже оказались последователи, и маори разделились на две партии, но жили сначала мирно. И вот явился третий миссионер. Он стал проповедывать третьего бога. Тогда мы собрали совет из вождей и старейших членов нашего племени и постановили, что все миссионеры должны оставить нашу страну и могут вернуться лишь после того, как придут к соглашению между собою о боге; потому что правда может быть только одна, и истинный бог - только один. Если они сойдутся между собою и вернутся к нам обратно, мы послушаем их проповедь и решим это дело. Если же миссионеры не послушают этого решения наших вождей и старейшин, они будут умерщвлены. Два последних миссионера не хотели уходить. Тогда мы убили их, и то, что ты теперь видишь - остатки их ферм» -
Социальный конформизм: опыты Соломона Аша
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетОпыты Соломона Аша возникли из несогласия с объяснением конформности, следующим из опытов Музафера Шерифа (конвергенция к групповой норме происходит всегда, проходит мимо сознания индивидов, и «последействие» сохраняется очень долго). -
Социальный конформизм: опыты Музафера Шерифа
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетВ обществе, где ценится и культивируется индивидуальность, конформизм - результат не сознательного выбора, а следствие рациоморфных процессов. "Присоединение к большинству", ретрансляция господствующих точек зрения здесь, как правило, проходит мимо сознания. Человек давно уже говорит чужим языком и высказывает чужие (общие) мысли, а всё ещё полагает себя личностью. Поэтому вскрыть механизмы группового мышления и групповой лояльности здесь особенно интересно и непросто. -
Эксперименты Милграма: социальная релятивность морали
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетЭксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести, стали одними из самых знаменитых и дискуссионных экспериментов в социальной психологии. «В большей, по-видимому, степени, чем любой другой эмпирически вклад за всю историю социальных наук, — отмечал Ли Росс (Lee Ross, 1988), -они стали частью интеллектуального наследия человечества — не такого обширного набора исторических случаев, библейских притч и шедевров классической литературы, к которому обычно обращаются серьезные мыслители, когда рассуждают о природе человека или об истории человечества.» -
Мифы о генетическом предопределении и IQ
Опубликовано 21.10.2013 | Комментариев нетЕсть такое психологическое понятие «атрибуция»: оно означает «приписывание» и является частью представлений человека о себе и окружающих («я – схемы»). Теорию атрибуции разрабатывал Фриц Хайдер. Им показано, что в зависимости от представлений человека о себе и мире он склонен приписывать свои успехи/ неуспехи либо себе (своей «природе», биологии, генам), либо своим усилиям (труду, воспитанию), либо среде (благоприятной или, наоборот, подавляющей). Оказалось, что в зависимости от деятельности и от ситуации одни атрибуции полезны, а другие – нет. -
Читая Даймонда: мысленный эксперимент с отбором на повышение IQ
Опубликовано 11.10.2013 | Комментариев нетВ ЖЖ у разных людей, биологов и небиологов, часто приходится встречать такой ответ на вопрос, почему «белые люди накопили так много карго и привезли его папуасам, а не наоборот»? (как спрашивал самого Даймонда его друг, папуасский политик Яли). Мол, всякого рода туземцы не проходили отбор на повышенный интеллект, то есть у них уровень IQ не повышался так быстро как у европейцев, которые этот отбор проходили, соответственно они развивались медленно, европейцы – быстро. -
Гибельные тенденции в глобальном капитализме
Опубликовано 11.10.2013 | Комментариев нетВ недавней дискуссии по поводу статьи Б.Б.Родомана «Гуманизм, экология и рыночные отношения» удалось выделить «тонкие места» и «слабые точки» глобального капитализма. Здесь система работает против самой себя - где тонко, там и рвётся, и именно из-за повышенной конкурентоспособности «центра» капиталистической системы, из-за экспоненты экономического роста система развивается так, что этого не выдерживает природа и люди.