Следуй за нами!
Последние новости
- Капитализм сжигает Гавайи «через» инвазивные злаки
06.05.2024 @ 20:04 | Отзывов нет - От крыс — к людям
26.04.2024 @ 15:34 | Отзывов нетВ продолжение темы биологической подосновы борьбы с угнетением перевод статьи с результатами знаменитых опытов Дидье Дезора, про дифференциацию крыс на "добытчиков" и "эксплуататоров", многажды перевранными в Сети (даже на сайте как бы научного издательства ). Дальше два слова о современных биоинформатических подходах к поиску генов, влияющих на нашу...
Читать - Про социальную релятивность действия окситоцина
18.04.2024 @ 16:42 | Отзывов нетВ продолжение социальной релятивности действия гормонов приведены данные об этой релятивности для окситоцина, часто (и ложно, ибо «биологическая» агрессивность мужчин и женщин не...
Читать
- Капитализм сжигает Гавайи «через» инвазивные злаки
-
Науки о человеке и обществе - архив
-
Социальный конформизм: опыты Музафера Шерифа
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетВ обществе, где ценится и культивируется индивидуальность, конформизм - результат не сознательного выбора, а следствие рациоморфных процессов. "Присоединение к большинству", ретрансляция господствующих точек зрения здесь, как правило, проходит мимо сознания. Человек давно уже говорит чужим языком и высказывает чужие (общие) мысли, а всё ещё полагает себя личностью. Поэтому вскрыть механизмы группового мышления и групповой лояльности здесь особенно интересно и непросто. -
Эксперименты Милграма: социальная релятивность морали
Опубликовано 07.11.2013 | Комментариев нетЭксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести, стали одними из самых знаменитых и дискуссионных экспериментов в социальной психологии. «В большей, по-видимому, степени, чем любой другой эмпирически вклад за всю историю социальных наук, — отмечал Ли Росс (Lee Ross, 1988), -они стали частью интеллектуального наследия человечества — не такого обширного набора исторических случаев, библейских притч и шедевров классической литературы, к которому обычно обращаются серьезные мыслители, когда рассуждают о природе человека или об истории человечества.» -
Мифы о генетическом предопределении и IQ
Опубликовано 21.10.2013 | Комментариев нетЕсть такое психологическое понятие «атрибуция»: оно означает «приписывание» и является частью представлений человека о себе и окружающих («я – схемы»). Теорию атрибуции разрабатывал Фриц Хайдер. Им показано, что в зависимости от представлений человека о себе и мире он склонен приписывать свои успехи/ неуспехи либо себе (своей «природе», биологии, генам), либо своим усилиям (труду, воспитанию), либо среде (благоприятной или, наоборот, подавляющей). Оказалось, что в зависимости от деятельности и от ситуации одни атрибуции полезны, а другие – нет. -
Читая Даймонда: мысленный эксперимент с отбором на повышение IQ
Опубликовано 11.10.2013 | Комментариев нетВ ЖЖ у разных людей, биологов и небиологов, часто приходится встречать такой ответ на вопрос, почему «белые люди накопили так много карго и привезли его папуасам, а не наоборот»? (как спрашивал самого Даймонда его друг, папуасский политик Яли). Мол, всякого рода туземцы не проходили отбор на повышенный интеллект, то есть у них уровень IQ не повышался так быстро как у европейцев, которые этот отбор проходили, соответственно они развивались медленно, европейцы – быстро. -
Гибельные тенденции в глобальном капитализме
Опубликовано 11.10.2013 | Комментариев нетВ недавней дискуссии по поводу статьи Б.Б.Родомана «Гуманизм, экология и рыночные отношения» удалось выделить «тонкие места» и «слабые точки» глобального капитализма. Здесь система работает против самой себя - где тонко, там и рвётся, и именно из-за повышенной конкурентоспособности «центра» капиталистической системы, из-за экспоненты экономического роста система развивается так, что этого не выдерживает природа и люди. -
IQ и инфекции
Опубликовано 10.10.2013 | Комментариев нетПомню, при пересказе статьи с пересмотром сниженных значений IQ негров, я предполагал, что сниженные значения среднепопуляционных IQ в бедных странах по сравнению с богатыми могут быть связаны не только с понятными социальными причинами, но и с большей заражённостью паразитами, в первую очередь кровепаразитами, глистными инвазиями и т.п. И как в воду глядел! недавнее исследование Eppig et al. (2010) показало, что уровень заражённости паразитами – лучший предиктор снижения значений IQ страны относительно 100=UK. -
О «фантомной наследуемости»
Опубликовано 07.10.2013 | Комментариев нетЯ уже писал, почему близнецовый метод оценки коэффициента наследуемости (h2) не работает именно для человека (или точнее, даёт систематическую ошибку в сторону переоценки). Но к настоящему времени у генетиков и эволюционистов накопились не меньшие претензии и собственно к коэффициенту наследуемости h2, связанные с т.н. «фантомной наследуемостью». Она состоит в том, что при высоких цифрах h2 для разного рода признаков (таких как болезнь, биохимический синдром, физиологическое состояние или паттерн поведения), оцененных классическими методами статгенетики, изменчивость по конкретным генным локусам, влияние которых на этот признак удаётся выявить в широкомасштабных исследованиях, объясняет лишь меньшую часть этих оценок. -
Гениальность: педагогика вместо генетики
Опубликовано 06.10.2013 | Комментариев нетСреди гениев и реализовавшихся талантов, например, отмеченных Нобелевскими премиями, неслучайно много близких родственников – сын и отец, родные братья и т.п. У этолога Николаaса Тинбергена родной брат – Нобелевский лауреат по экономике, более чем известны династии минералогов де Беккерелей (с открывателем радиоактивности Анри) и физиков Кюри. Брат Нильса Бора Харальд – известный математик (к сожалению, рано скончавшийся). Отцы великих Дж.Б.Холдейна и Нильса Бора – также значительные учёные – физиолог Джон Скотт Холдейн, выяснивший механизм токсического действия СО, создавший классическое учение о регуляции дыхания и роли углекислого газа в этом ,процессе, и профессор физиологии Кристиан Бор. -
Так что же такое IQ? Взгляд биолога
Опубликовано 05.10.2013 | Комментариев нетПо специальности я - генетик, по виду регулярной побочной деятельности - педагог, занимаюсь дополнительным образованием школьников. Заняты мы с ними скорее тем, что труднее обычной школьной программы, но от кого-нибудь из небездарных детей не раз приходилось слышать, что в школе он считается тупицей и т.п. От учителей (причём как раз от тех, кто что-то пытается делать, неравнодушен) слышишь нередко: "Половина класса - балласт, учить её незачем". В годы антиалкогольной кампании аргументацией обычно было "родители - алкоголики". Сейчас (хотя алкоголиков не убавилось) чаще встречаются ссылки на то что интеллект же наследуется, что тут поделаешь. -
Проблемы с «наследованием интеллекта»
Опубликовано 05.10.2013 | Комментариев нетС «наследованием интеллекта» всё время какая-то путаница – и фактологическая и просто логическая. Во-первых, психологи не решили, существует ли общий интеллект вообще (в отличие от частных способностей). Имеет ли какое-то онтологическое соответствие этот “ “фактор G” который получается из анализов тестов на интеллект как некий коррелят или признак способности испытуемого находить общее решение каждый раз сложных задач. Далее, у этого фактора G, который то ли есть то ли нет, наследуемость, посчитанная по обычной генетической методике, скажем близнецовым методом, получается 0,7-0,8, наследуемость частных способностей, даже музыкальных 0,3-0,4. А наследуемость жирномолочности крупного рогатого скота или веса свиней или роста у человека примерно того же порядка – 0,3-0,4.